Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………………………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………………………………………………..26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек…………………………………………………………..26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38

Файлы: 1 файл

vzaim_agress.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Нередко можно встретить людей с прекрасными намерениями, которые не выполняют и части этих намерений, ибо не проявляют достаточные волевые усилия [10, с. 256].

Воля - это умение делать то, что надо. Л. Н. Толстой писал: "Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что... Что исполняешь, исполняй хорошо".

Воля связана с различными сторонами психики, прежде всего с познавательными и эмоциональными. Кал известно, человек всегда размышляет о предстоящей работе: выясняет цели и задачи, этапы работы, ожидаемые результаты и г.д. Все это сопровождается разнообразными эмоциональными переживаниями. В то же время является стимулятором активных действий. Благодаря ей люди создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги, преодолевают трудности в различных жизненных ситуациях.

Воля человека неразрывно связана с целепологанием. Но цели и желания не возникают в голове человека сами по себе, без объективных причин. Человеческое «хочу» или «не хочу» зависит от обстоятельств, в которых действует индивид, от личного опыта, условий жизни и воспитания.

Человек свободен принять то или  иное решение, однако свобода его воли обусловлена внешними условиями его жизни и внутренними факторами. Ибо выбор человеком цели и упорство в ее достижении зависят не только от внешних обстоятельств и знаний дела, но также и от его личностных качеств. Потребности, интересы, чувства личности  побуждают ее действовать в  направлении и определенным образом и одновременно воздерживаться от действий и поступков, противоречащих ее нравственным установкам.

Выполнение волевых действий требует преодоления внутренних и внешних трудностей, связанных с ленью, усталостью, плохим настроением, страхом, сомнениями, различными желаниями, ситуациями свободного  выбора, а также с причинами, не зависящими от человека. Например,                                                                                                                                                                                                                                                              человек очень устал после продолжительного рабочего дня, но ему еще обязательно надо выполнить обещание, данное накануне. Волевой человек не может не выполнить это обещание. Поэтому можно сказать, что воля - это умение человека управлять своим поведением, исходя из чувства долга, моральных и нравственных побуждений [6, с. 211].                                                                                                                                       

Выполнение волевых действии требует волевых усилий. Степень волевых усилий зависит от отношения человека к себе, к делу. Чем умственнее он относится к делу, тем больше волевых усилии может проявлять в осуществлении этого дела.

В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие  решения, планирование и исполнение действий.

Мотивы и стимулы человеческих действий многообразны: физиологические и духовные потребности, влечения, желания и т.д. Зарождающаяся потребность проявляется в виде сметного, неясного влечения. Влечение - это стремление к чему-то неопределенному. По мере возрастания потребности влечение превращается в желание. Желание характеризуется так, что человек осознает не только возникшую у него потребность или другое побуждение, но и знает, что и в каком направлении действовать для исполнения своих желаний. Но это не означает, что он будет обязательно действовать. Желать человек может многого. Нередко сталкиваются между собой несовместимые желания, а также доводы и  мотивы. В этих случаях возникает борьба чувств и разума, мотивов действий, необходимость сделать выбор и принять какое-то решение (например, уйти с работы или остаться; сохранить супружескую верность или отдать предпочтение чувству вновь возникшей любви, влечения, желания). Принять решение - это значит отграничить одно желание от другого ("Буду делать так", "Решено, сделаем это", "Остановимся на так» варианте работы" и т.д.), сделать окончательный выбор действий. Нередко принятие решения приносит удовлетворение, явное облегчение, снятие напряжения, связанного с борьбой мотивов [8, с. 133].

Принятие решения - сложный процесс, требующий определенных знаний об условиях, средствах и способах действий, взвешивания шансов на успех или неуспех. В жизни нередко человек испытывает колебания при решении вопроса даже самого пустячного. Чем слабее у человека развита воля, тем труднее ему приходится при выборе возможных вариантов действий. Такие люди чаше всего оказываются во власти ситуаций, влияний, случайностей. Духовное состояние этих людей характеризуют сомнения, колебания, нерешительность.

В полном объеме волевые качества человека обнаруживаются при выполнении принятого решения. До тех пор пока решение не выполнено, оно остается только намерением. Каждое принятое, но не выполненное решение, медленно, но верно ослабляет волю.

Итак, основным условием воспитания воли является обязательное выполнение принятых решений. Но нередко те или иные решения остаются невыполненными, намерения остаются намерениями. Причин тут много. Это отсутствие воли, несоответствие принятого решения возможностям человека (Такие случаи в жизни не так уж редки. Они бывают, когда решение принимается в состоянии эмоционального возбуждения, раздражения) когда человек недостаточно владеет coбой или вообще теряет власть над собой. Переход от слова к делу зависят от многих, факторов: от силовых усилии, конкретных сроков исполнения и т.д.). Возникает вопрос, как быть, если, решение не может быть реализовано по объективным причинам, когда его реализация приносит не пользу, а вред. В таких случаях мудрость заключается в том, чтобы своевременно отменить это решение. Вот почему, принимая решения, необходимо учесть, что жизненные планы из нас очень редко могут быть выполнены буквально, без тех иных корректив, диктуемых ходом реальных событий. (При этом следует придерживаться правила: да, я буду делать все возможное для достижения поставленной дели, но если средства и методы, которые я избрал, окажутся неверными, я буду искать другие). Поступки такого рода не унижают человека, а, наоборот, являются проявлением волевой природа человека [10, с. 257].

Воспитание воли требует  использования жизненной энергии экономно, рационально, не давая себя вовлечь в ненужное русло. Американский психолог Джемс пишет, что если человек ежедневными упражнениями приучает себя сосредоточивать свое внимание, энергично распоряжаться своей волей и отрекаться от ненужной мелочи, то среди хаоса и разрушения он будет стоять уверенно, подобно башне, когда изнеженные люди рассеиваются, как мякина на ветру. Нет смысла тратить драгоценное время на то, что не обогащает, а обедняет нас в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношениях, и вступать в бесплодные дискуссии по вопросам, не имеющим для нас значения, горячиться по пустякам, жалеть себя по любому поводу, нежиться, ибо все дело в нас самих (Существо, принимающее ежедневно ванну, спящее на хрустящих простынях и питающееся свежими овощами зимой, может вытворять только пакости).

Работа по воспитанию воли требует умения от человека занять объективную позицию, вырваться из-под влияния настоящего, будничного, ориентироваться на будущее.

Важным признаком наличия  сильной воли является умение, с стороны, действовать решительно, последовательно, с другой - сдержать, подавить в себе импульс нежелательной активности (недаром говорят, что воля сквозь огонь пройдет). Воля, как и мускулы закаляется при ее ежедневном упражнении: решил - выполнил; дал слово – сдержал.

В воспитании воли большое место принадлежит самокритике, самоприказу, самоободрению, ибо мы прежде всего черпаем силу в себе в трудные минуты, когда утрачивается уверенность в успехе ("Что раскис? Может быть заплачешь и спасуешь?). Когда человек отступает перед трудностями, у него должно возникать досадное чувство собственного безволия   обида на самого себя, чувство стыда. В таких случаях человек, обращаясь к самому себе, должен сказать: «Я не откажусь от принятого решения; у меня хватит сил выполнить его. Итак, за дело без всяких колебаний».

В ходе воспитания воли у человека формируются волевые качества: самостоятельность, настойчивость, выдержка, самообладание, целеустремленность, решительность, смелость и другие [6, с. 220].

Решительность не надо путать с торопливостью, поспешностью, которые выражаются в склонности к необдуманным действиям под влиянием первых побуждений. Решительность вытекает из твердой убежденности в правильности своего поступка, поэтому решительный человек действует обдуманно, без колебаний и сомнений. Предпосылкой решительности является смелость. Эти качества особенно ярко проявляются в сложных, противоречивых ситуациях, когда действия связаны с определенным риском. В решительности есть элементы самопожертвования, отваги, ответственности, где, исключается импульсивность, необдуманный шаг.

Постоянное проявление воли показывает настойчивость человека в достижении поставленной цели, в  преодолении трудностей и препятствий  в решении тех или иных задач. Такие люди не падают духом при  неудачах, изыскивают новые пути и новые варианты действий в достижении цели. Бывают люди энергичные, но не настойчивые. Они, как правило, не приспособлены к длительному напряжению в преодолении трудностей. Хорошо, когда энергия человека сочетается с его настойчивостью. Такого человека не испугают трудности и лишения. Волевой человек отличается умением контролировать свое поведение, т.е. выдержкой и самообладанием. Самостоятельность воли проявляется в инициативности, умения действовать по собственному почину, без напоминаний и подталкиваний. Самостоятельность от человека требует высокой ответственности, убежденности в правоте своего дела. Но это не означает, что такой человек игнорирует мнения других людей. Он считается с ними, но решение принимает сам, не боясь ответственности.

Характерными чертами слабовольных людей являются: податливость к влиянию  других, отсутствие убеждений, неисполнительность, склонность откладывать свои дела на завтра, безответственность, несдержанность, упрямство и др. [6, с. 134]

 

 

 

 

 

 

2.2. Представление   о самоконтроле в юношеском возрасте

 

Формирование волевых  качеств особенно успешно происходит в юношеском возрасте. К окончанию среднего учебного заведения основные волевые процессы превращаются в устойчивые свойства личности. Однако это не означает, что в дальнейшем не происходит совершенствование этих качеств.

Самостоятельная трудовая жизнь еще более развивает  и укрепляет у человека волевые  качества.

Обычно под самоконтролем  понимается умение критически отнестись  к своим поступкам, действиям, регулировать своё поведение и управлять им.

 В учебной деятельности  самоконтроль – это процесс  сопоставления достигнутых результатов  с заданной программой на данном  этапе обучения.

Существует три важных компонента самоконтроля:

    • Мотивационный;
    • Процессуальный;
    • Волевой.

Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, возникающие в результате осознания противоречия между имеющимися у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.

Процессуальный компонент  самоконтроля включает в себя овладение  системой базовых знаний о жизни.

В основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного затруднения и его осуществление в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере [6, с. 278].

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 2

 

Таким образом, можно  сделать выводы о том, что:

  • Воля связана с познавательной и эмоциональной сторонами психики;
  • В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие  решения, планирование и исполнение действий.
  • В полном объеме волевые качества обнаруживаются при выполнении решения;
  • Основным условием воспитания воли является обязательное выполнение принятых решений;
  • Обычно под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, регулировать своё поведение и управлять им.
  • Существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный, волевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Зависимость между  волевым самоконтролем и уровнем  агрессивности в юношеском возрасте

 

3.1. Организация и методы  исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек

 

 

Исследование проводилось в  школе № 147 г.Минска.

Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 16-18 лет в количестве  20  человек, из них юношей  и 15 д

В ходе исследования были использованы следующие методики: тест-опросник Баса-Дарки и опросник "Диагностика особенностей самоорганизации-39" (ДОС-39)

 

Тест-опросник Баса-Дарки

 

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Ключевые слова: агрессивность, вербальный, тест

Тестируем: Свойства личности

 Возраст: Юноши и девушки

Тип теста: Вербальный

 Вопросов:75

 

Назначение теста 

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте