Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………………………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………………………………………………..26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек…………………………………………………………..26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38

Файлы: 1 файл

vzaim_agress.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

С помощью таблицы  мы находим сумму квадратов разностей  между рангами. sum(d2) = 160.75

Таким образом коэффициент ранговой корреляции rs равен = 0.69

  1. Определяем по таблице критические значения rs для данного N. Если rs превышает критическое значение или по крайней мере равен ему, корреляция достоверно отличается от 0.

Критические значения выборочного  коэффициента корреляции рангов (по В.Ю. Урбаху, 1964)

Связь достоверна, если rs эмп > rs 0.05, и тем более достоверна, если rs эмп > rs 0.01.

n

p

0.05

0.01

5

0.94

-

6

0.85

-

7

0.78

0.94

8

   

9

   

10

   

11

   

12

   

13

   

14

   

15

0.52

0.66

16

0.50

0.64


n

p

0.05

0.01

17

0.48

0.62

18

0.47

0.60

19

   

20

   

21

   

22

   

23

   

24

   

25

   

26

0.39

0.50

27

0.38

0.49

28

0.38

0.48


n

p

0.05

0.01

29

0.37

0.48

30

0.36

0.47

31

   

32

   

33

   

34

   

35

   

36

   

37

   

38

   

39

0.32

0.41

40

0.31

0.40



 

Исходя из таблицы  приходим к выводу, т.к N=15, а p=0.69, то В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы агрессивности и волевого самоконтроля составляет 0,69, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Подводя итоги данной работы можно сказать что юношеский возраст – возраст, в котором завершается физическое и половое созревание. Его главная психологическая особенность - вступление в самостоятельную жизнь. Главное в самосознании является будущее, к которому он себя готовит. Агрессивное поведение изучалось рядом следующих ученых: Л. Берковцом, М. Миллером, М. Зильманом, А. Бандурой.

Говоря о воле и  волевом самоконтроле необходимо подчеркнуть. Что воля связана с познавательной и эмоциональной сторонами психики.В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие  решения, планирование и исполнение действий. В полном объеме волевые качества обнаруживаются при выполнении решения. Существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный, волевой.

Обычно под самоконтролем  понимается умение критически отнестись  к своим поступкам, действиям, регулировать своё поведение и управлять им.

Результаты исследования агрессивного поведения девушек и юношей и волевого самоконтроля позволили сделать следующие выводы:

Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор отечественных исследований.

Из результатов диагностики  было установлено, что часть юношей и девушек имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Волевой самоконтроль находится у них на низком уровне.

Агрессивность юношей и  девушек прямопропорционально зависит от волевого самоконтроля.

Данные, полученные про  проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, волевой самоконтроль влияет на психику юношей и девушек  положительно.

В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы агрессивности и волевого самоконтроля составляет 0,69, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.

В связи с этим мы разработали  дальнейшие перспективы работы с  агрессивными юношами и девушками:

Повышение уровня волевого самоконтроля путем проведения психологических  игр, упражнений.

- оптимизацию взаимоотношений в классе;

- коррекцию неадекватных  поведенческих и эмоциональных  реакций юношей и девушек с агрессивным поведением;

- развитие коммуникативных  форм поведения, способствующих  самоактуализации и самоутверждению;

- формирование навыков  адекватного общения с окружающим  миром.

Для психологов и преподавателей проводить групповые консультации и тренинги для юношей и девушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бодалев, А.А., Сталин, В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Вэст, 2002. – 324 с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Диля, 2002. – 303 с.
  3. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.- П.:Питер., 1997. – 345 с.
  4. Бюттер, К. Жить с агрессивными детьми.– М.:Просвещение.,1997. – 456 с.
  5. Ветер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство : ч. 1 /А.Л. Вангер, 3-е изд. –М., – 2005. – 150 с.
  6. Воля, волевые качества личности: психологический анализ. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 157 с.
  7. Гройсман, А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний.- М.: Диаль, 2001. – 287 с.
  8. Гроф, С. Путешествие в поисках себя. - М.: Высшая школа, 1998. – 234 с.
  9. Кабанова, М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Академия, 1983. – С. 23.
  10. Как построить своё «Я». / под ред. В.П. Зинченко.- М.: Айрис, 2004.  – 123 с.
  11. Коптева, СИ., Лобанов, A. M. Познавая себя: актуальные проблемы психологии самосознания / С. И. Коптева, А. П. Лобанов, 2-е изд. – Минск, 2001. – 210 с.
  12. Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. // Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10.
  13. Лоренц, К. Агрессия. – М.: Просвещение, 1994. –125 с.
  14. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. – 310 с.
  15. Немов, Р. С. Психология. Книга I. М.: ВЛАДОС, 1999. – 440 с.
  16. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: АТТ, 2001. – 110 с.
  17. Практическая психодиагностика: методики и тесты / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 178 с.
  18. Психодиагностика: конспект лекций / сост. С. Т. Посохова. – М., 2004. – 231 с.
  19. Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского., М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение., 1990.- 70 с.
  20. Пулккинен, Л. Становление образа жизни с детства до юношеского возраста.// Психология личности и образ жизни. – М., 1987.-С.132-137
  21. Развитие социальных эмоций у детей старшего школьного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович., - М.: Просвещение., 1999.-С.15-21.
  22. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие. В 2 кн. –М., 2002. – 193 с.
  23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.:Владос., 1996.- 356 c.
  24. Румянцева, Н. М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.
  25. Семенюк, Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. / Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1998.- 161 с.
  26. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. Спб.: Диля, 2003. – 315 с.
  27. Собчик,   Л. Н.   Диагностика   индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практическое руководство / Л.Н. Собчик. –СПб., 2002. – 220 с.
  28. Современный словарь по психологии / Под ред. В.В. Юрчука. – Минск.: Современное слово, 1998. - 70 с.
  29. Тойч, Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. - М.: ВЛАДОС, 2007. – 255 с.
  30. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Высшая<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-siz

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте