Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке.
Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности  развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………………………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление  о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………………………………………………..26
3.1. Организация и методы  исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек…………………………………………………………..26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" ( см. Приложение 1).
В опросе участвовало 30 девушек и юношей, у которых проверялся уровень агрессивности.
№  | 
  Фамилия участника  | 
  Среднее значение агрессивности  | 
1.  | 
  Ананич Катя  | 
  26,8  | 
2.  | 
  Андрюшевич Стас  | |
3.  | 
  Баклай Ангелина  | |
4.  | 
  Бурко Никита  | |
5.  | 
  Веремеев Коля  | |
6.  | 
  Воронова Ангелина  | |
7.  | 
  Гринюк Саша  | |
8.  | 
  Гуринович Дима  | |
9.  | 
  Давыденко Оля  | |
10.  | 
  Дмитрачук Анастасия  | |
11.  | 
  Евграфов Юра  | |
12.  | 
  Залужина Маша  | |
13.  | 
  Липень Даня  | |
14.  | 
  Лисовская Елизавета  | |
15.  | 
  Машко Вова  | |
16.  | 
  Мурашко Андрей  | |
17.  | 
  Никовец Лера  | |
18.  | 
  Овдеенко Максим  | |
19.  | 
  Оредько Марина  | |
20.  | 
  Пашкова Света  | |
21.  | 
  Протасеня Олег  | |
22.  | 
  Семенкова Екатерина  | |
23.  | 
  Судник Сергей  | |
24.  | 
  Тарасевич Валерия  | |
25.  | 
  Тулов Саша  | |
26.  | 
  Функ Кирилл  | |
27.  | 
  Шостак Евгения  | |
28.  | 
  Юрковец Ольга  | |
29.  | 
  Якубенко Наташа  | |
30  | 
  Якушевич Игорь  | 
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте
Опросник "Диагностика особенностей самоорганизации-39" (ДОС-39)
Опросник разработан А.Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации.
ИНСТРУКЦИЯ. Опросник позволяет выявить индивидуальные особенности самоорганизации личности. Точность результатов будет зависеть от степени откровенности личности, участвующей в данном опроснике. Предлагаемые утверждения не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют определенные различия в деятельности людей. Необходимо вписать полученные баллы в свободную ячейку справа от номера соответствующего утверждения на <Бланке ответов>. См. приложение 2.
- 3 - не согласен полностью  | 
- 2 - не согласен частично  | 
- 1 - скорее не согласен, чем согласен  | 
1 - скорее согласен, чем не согласен  | 
2 - согласен частично  | 
3 - согласен полностью  | 
Опросник <Диагностика особенностей самоорганизации-39> содержит интегральную шкалу <Уровень самоорганизации> и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция.
Результаты по шкале <Целеполагание> (Ц/п) отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели: чем выше показатели, тем более эффективно реализуется данный функциональный компонент.
Результаты по шкале <Анализ ситуации> (АС) отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.
Результаты по шкале <Планирование> (Пл) отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.
Результаты по шкале <Самоконтроль> (С/к) отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. В данной работе на синтересует именно этот показатель.
Результаты по шкале <Коррекция> (Кор) отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.
Результаты по шкале <Волевые усилия> (ВУ) отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.
| 
   
 №  | 
  Фамилия участника  | 
  Баллы по шкале агрессивность  | 
  Балы по шкале самоконтроль  | 
  Соотношение опросноков  | 
1.  | 
  Ананич Катя  | 
  22  | 
  -3  | 
  нормальный  | 
2.  | 
  Андрюшевич Стас  | 
  21  | 
  10  | 
  нормальный  | 
3.  | 
  Баклай Ангелина  | 
  высокий  | ||
4.  | 
  Бурко Никита  | 
  нормальный  | ||
5.  | 
  Веремеев Коля  | 
  нормальный  | ||
6.  | 
  Воронова Ангелина  | 
  низкий  | ||
7.  | 
  Гринюк Саша  | 
  высокий  | ||
8.  | 
  Гуринович Дима  | 
  низкий  | ||
9.  | 
  Давыденко Оля  | 
  высокий  | ||
10.  | 
  Дмитрачук Анастасия  | 
  низкий  | ||
11.  | 
  Евграфов Юра  | 
  нормальный  | ||
12.  | 
  Залужина Маша  | 
  высокий  | ||
13.  | 
  Липень Даня  | 
  высокий  | ||
14.  | 
  Лисовская Елизавета  | 
  низкий  | ||
15.  | 
  Машко Вова  | 
  высокий  | ||
16.  | 
  Мурашко Андрей  | 
  низкий  | ||
17.  | 
  Никовец Лера  | 
  нормальный  | ||
18.  | 
  Овдеенко Максим  | 
  нормальный  | ||
19.  | 
  Оредько Марина  | 
  нормальный  | ||
20.  | 
  Пашкова Света  | 
  нормальный  | ||
21.  | 
  Протасеня Олег  | 
  35  | 
  -27  | 
  высокий  | 
22.  | 
  Семенкова Екатерина  | 
  28  | 
  -15  | 
  высокий  | 
23.  | 
  Судник Сергей  | 
  37  | 
  -20  | 
  высокий  | 
24.  | 
  Тарасевич Валерия  | 
  26  | 
  -15  | 
  высокий  | 
25.  | 
  Тулов Саша  | 
  20  | 
  15  | 
  нормальный  | 
26.  | 
  Функ Кирилл  | 
  35  | 
  -27  | 
  Высокий  | 
27.  | 
  Шостак Евгения  | 
  24  | 
  8  | 
  Нормальный  | 
28.  | 
  Юрковец Ольга  | 
  22  | 
  12  | 
  Нормальный  | 
29.  | 
  Якубенко Наташа  | 
  23  | 
  10  | 
  Нормальный  | 
30  | 
  Якушевич Игорь  | 
  31  | 
  -23  | 
  Высокий  | 
Результаты по шкале <Уровень самоорганизации> (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности: чем выше показатели, тем более высоким уровнем самоорганизации обладает данный человек.
Высокий уровень агрессивности —> низкий уровень волевого самоконтроля;
Нормальный уровень агрессивности —>нормальный уровень волевого самоконтроля;
Низкий уровень агрессивности —>высокий уровень волевого самоконтроля;
В классе наблюдается следующая тенденция:
Высокий уровень агрессивности —> низкий уровень волевого самоконтроля:
40 % от общего количества людей обладают повышенным уровнем агрессивности и низким уровнем волевого самоконтроля.
Нормальный уровень агрессивности —>нормальный уровень волевого самоконтроля:
43 % от общего количества людей обладают нормальным уровнем агрессивности и нормальным уровнем волевого самоконтроля.
Низкий уровень агрессивности —>высокий уровень волевого самоконтроля:
17 % от общего количества людей обладают низким уровнем агрессивности и высоким уровнем волевого самоконтроля.
Таким образом, большей половины юношей и девушек волевой самоконтроль находится в норме. Следовательно, данные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что уровень агрессивности у юношей и девушек зависит от волевого самоконтроля.
3.3. Определение коэффициента корреляции
 
 
где sum(d2) - сумма квадратов разностей между 
рангами; 
Ta и Tb - поправки на одинаковые 
ранги; 
N - количество испытуемых или признаков, 
участвовавших в ранжировании. 
Ранг 1  | 
  Ранг 2  | 
  d  | 
  d2  | 
| 
   2.5  | 
  1  | 
  1.5  | 
  2.25  | 
4  | 
  2  | 
  2  | 
  4  | 
6  | 
  3.5  | 
  2.5  | 
  6.25  | 
20  | 
  16.5  | 
  3.5  | 
  12.25  | 
21  | 
  18  | 
  3  | 
  9  | 
Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте