Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………………………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………………………………………………..26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек…………………………………………………………..26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38

Файлы: 1 файл

vzaim_agress.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника  использовались следующие принципы:

вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" ( см. Приложение 1).

В опросе участвовало 30 девушек и юношей, у которых проверялся уровень агрессивности.

 

 

 

 

 

 

Фамилия участника

Среднее значение агрессивности

1.

Ананич Катя

26,8

2.

Андрюшевич Стас

3.

Баклай Ангелина

4.

Бурко Никита

5.

Веремеев Коля

6.

Воронова Ангелина

7.

Гринюк Саша

8.

Гуринович Дима

9.

Давыденко Оля

10.

Дмитрачук Анастасия

11.

Евграфов Юра

12.

Залужина Маша

13.

Липень Даня

14.

Лисовская Елизавета

15.

Машко Вова

16.

Мурашко Андрей

17.

Никовец Лера

18.

Овдеенко Максим

19.

Оредько Марина

20.

Пашкова Света

21.

Протасеня Олег

22.

Семенкова Екатерина

23.

Судник Сергей

24.

Тарасевич Валерия

25.

Тулов Саша

26.

Функ Кирилл

27.

Шостак Евгения

28.

Юрковец Ольга

29.

Якубенко Наташа

30

Якушевич Игорь


 



 

 

3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте

 

Опросник "Диагностика  особенностей самоорганизации-39" (ДОС-39)

Опросник разработан А.Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации.  

ИНСТРУКЦИЯ. Опросник позволяет выявить индивидуальные особенности самоорганизации личности. Точность результатов будет зависеть от степени откровенности личности, участвующей в данном опроснике. Предлагаемые утверждения не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют определенные различия в деятельности людей. Необходимо вписать полученные баллы в свободную ячейку справа от номера соответствующего утверждения на <Бланке ответов>. См. приложение 2.

- 3 - не согласен  полностью

- 2 - не согласен  частично

- 1 - скорее  не согласен, чем согласен

1 - скорее согласен, чем не согласен

2 - согласен  частично 

3 - согласен  полностью


 

 

  

Опросник <Диагностика  особенностей самоорганизации-39> содержит интегральную шкалу <Уровень самоорганизации> и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция.

Результаты по шкале <Целеполагание> (Ц/п) отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели: чем выше показатели, тем более эффективно реализуется данный функциональный компонент.

 

Результаты по шкале <Анализ ситуации> (АС) отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.

Результаты по шкале <Планирование> (Пл) отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.

Результаты по шкале <Самоконтроль> (С/к) отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. В данной работе на синтересует именно этот показатель.

Результаты по шкале <Коррекция> (Кор) отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.

Результаты по шкале <Волевые усилия> (ВУ) отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.

 

 

 

Фамилия участника

Баллы по шкале агрессивность

Балы по шкале самоконтроль

Соотношение опросноков

1.

Ананич Катя

22

-3

нормальный

2.

Андрюшевич Стас

21

10

нормальный

3.

Баклай Ангелина

   

высокий

4.

Бурко Никита

   

нормальный

5.

Веремеев Коля

   

нормальный

6.

Воронова Ангелина

   

низкий

7.

Гринюк Саша

   

высокий

8.

Гуринович Дима

   

низкий

9.

Давыденко Оля

   

высокий

10.

Дмитрачук Анастасия

   

низкий

11.

Евграфов Юра

   

нормальный

12.

Залужина Маша

   

высокий

13.

Липень Даня

   

высокий

14.

Лисовская Елизавета

   

низкий

15.

Машко Вова

   

высокий

16.

Мурашко Андрей

   

низкий

17.

Никовец Лера

   

нормальный

18.

Овдеенко Максим

   

нормальный

19.

Оредько Марина

   

нормальный

20.

Пашкова Света

   

нормальный

21.

Протасеня Олег

35

-27

высокий

22.

Семенкова Екатерина

28

-15

высокий

23.

Судник Сергей

37

-20

высокий

24.

Тарасевич Валерия

26

-15

высокий

25.

Тулов Саша

20

15

нормальный

26.

Функ Кирилл

35

-27

Высокий

27.

Шостак Евгения

24

8

Нормальный

28.

Юрковец Ольга

22

12

Нормальный

29.

Якубенко Наташа

23

10

Нормальный

30

Якушевич Игорь

31

-23

Высокий




Результаты по шкале <Уровень самоорганизации> (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности: чем выше показатели, тем более высоким уровнем самоорганизации обладает данный человек.

 

Высокий уровень агрессивности —> низкий уровень волевого самоконтроля;

Нормальный уровень  агрессивности —>нормальный уровень  волевого самоконтроля;



Низкий уровень агрессивности —>высокий уровень волевого самоконтроля;

В классе наблюдается  следующая тенденция:

Высокий уровень агрессивности  —> низкий уровень волевого самоконтроля:

  1. Баклай Ангелина;
  2. Гринюк Саша
  3. Давыденко Оля
  4. Залужина Маша
  5. Липень Даня
  6. Машко Вова
  7. Протасеня Олег
  8. Семенкова Екатерина
  9. Судник Сергей
  10. Тарасевич Валерия
  11. Функ Кирилл
  12. Якушевич Игорь

40 % от общего количества людей обладают повышенным уровнем агрессивности и низким уровнем волевого самоконтроля.

Нормальный уровень  агрессивности —>нормальный уровень  волевого самоконтроля:

  1. Ананич Катя
  2. Андрюшевич Стас
  3. Бурко Никита
  4. Веремеев Коля
  5. Евграфов Юра
  6. Никовец Лера
  7. Овдеенко Максим
  8. Оредько Марина
  9. Пашкова Света
  10. Тулов Саша
  11. Шостак Евгения
  12. Юрковец Ольга
  13. Якубенко Наташа

43 % от общего количества людей обладают нормальным уровнем агрессивности и нормальным уровнем волевого самоконтроля.

Низкий уровень агрессивности —>высокий уровень волевого самоконтроля:

 

 

  1. Воронова Ангелина
  2. Гуринович Дима
  3. Дмитрачук Анастасия
  4. Лисовская Елизавета
  5. Мурашко Андрей

 

 

17 % от общего количества  людей обладают низким уровнем  агрессивности и высоким уровнем волевого самоконтроля.

Таким образом,  большей половины юношей и девушек волевой самоконтроль находится в норме. Следовательно, данные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что уровень агрессивности у юношей и девушек зависит от волевого самоконтроля.

 

 

3.3. Определение коэффициента корреляции

Рассчитываем коэффициент  ранговой корреляции Спирмена rs    по формуле:

  1. Расчитываем коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
    1. при отсутствии одинаковых рангов

 

    1. при наличии одинаковых рангов

 

где sum(d2) - сумма квадратов разностей между рангами; 
Ta и Tb - поправки на одинаковые ранги; 
N - количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании.

 

Ранг 1

Ранг 2

d

d2

2.5

1

1.5

2.25

4

2

2

4

6

3.5

2.5

6.25

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

20

16.5

3.5

12.25

21

18

3

9

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и волевого контроля в юношеском возрасте