Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа
Объект исследования - потребности человека
Предмет исследования – влияние процесса удовлетворения потребностей на самоактуализацию личности
Цель исследования: выявить ведущие потребности, влияющие на эффективность самоактуализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия «потребность» и представить классификацию потребностей.
Выяснить, механизмы перехода с одного уровня потребностей на другой.
Определить, какие потребности влияют на возникновение самоактуализации.
едение…………………………………………………………………………..3
1. Потребности человека………………………………………………………8
1.1 Понятие потребность………………………………………………………..8
1.2 Классификация человеческих потребностей…………………………...11
1.3 Иерархия потребностей по А. Маслоу…………………………………...17
2. Удовлетворение потребностей……………………………………………25
2.1 Динамика удовлетворения потребностей……………………………….25
2.2 Изучение потребностей, способствующих самоактуализации личности…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………..32
Широко распространенный взгляд на природу потребностей и влечений человека заключается в том, что они-то и определители суть деятельности личности, ее направленности.
Потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой».(Фетискин). В потребности объединены два компонента – объективный и субъективный. Объективная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется самим человеком, который осознает существующую объективно, т.е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным – правильным или ошибочным полным или неполным, своевременным или запоздалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т.п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения». Наиболее удачным является такое определение потребности.
Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побеждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.
Потребность
- это всегда потребность в чем-то,
в предметах или условиях, необходимых
для поддержания
Потребности
- сегмент внутреннего мира человека,
неосознанный побудитель активности.
Поэтому потребность не является структурным
элементом акта деятельности, она не выходит
за пределы соматического бытия человека,
относится к характеристике душевного
мира субъекта деятельности.
1.2.Классификация человеческих потребностей
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления.
Потребности можно разделить на три основные , не зависимые друг от друга по происхождению группы: витальные, социальные и идеальные потребности познания и творчества. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных – потребности «для себя» - права, и «для других» - обязанности.[CИМОНОВ]
Так, например польский
Классификация Достоевского:
1.Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
2.Потребности познания.
3.Потребности всемирного объединения людей.
У Гегеля 4 группы:
1. Физические потребности.
2. Потребности права, законов.
3. Религиозные потребности.
4. Потребности познания.
Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.
Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные. [3]
Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности. А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).
Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.
Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.
Зачастую предлагаемые
К числу наиболее плодотворных
исследований относится
Исходной базовой потребности человека по Маслоу является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.
Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем.
Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.
Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности
Аналогично, в соответствии с
трехчастной структурой сущности человека
(духовное-психическое-
(1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,
(2) подчиненные духовным - психические потребности,
(3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).
В цепи
элементов составляющих любую из
частей (духовное-психическое-
Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.
Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.
В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы: элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.
Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.
К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.
Социальные
услуги, которые удовлетворяют и
развивают потребности этой группы,
создаются в отраслях социальной
инфраструктуры (охрана общественного
порядка, общественный транспорт, здравоохранение,
образование, культура и др.) Активная
жизнь (деятельность) человека состоит
из работы (труда), семейно-бытовой деятельности
и досуга. Соответственно, потребности
в деятельности включают в себя потребность
в труде, потребность в семейно-бытовой
деятельности и потребность в досуге.
1.3 Иерархия потребностей
Прежде чем иерархизировать личностные потребности необходимо ответить на вопрос, что такое личность и потребность, поэтому данный параграф я начинаю с двух определений.
Информация о работе Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации