Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - потребности человека

Предмет исследования – влияние процесса удовлетворения потребностей на самоактуализацию личности

Цель исследования: выявить ведущие потребности, влияющие на эффективность самоактуализации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия «потребность» и представить классификацию потребностей.
Выяснить, механизмы перехода с одного уровня потребностей на другой.
Определить, какие потребности влияют на возникновение самоактуализации.

Оглавление

едение…………………………………………………………………………..3

1. Потребности человека………………………………………………………8

1.1 Понятие потребность………………………………………………………..8

1.2 Классификация человеческих потребностей…………………………...11

1.3 Иерархия потребностей по А. Маслоу…………………………………...17

2. Удовлетворение потребностей……………………………………………25

2.1 Динамика удовлетворения потребностей……………………………….25

2.2 Изучение потребностей, способствующих самоактуализации личности…………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по общей психологии.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

ПСИХОЛОГИИ  И ПРАВА»

Кафедра психологии

 

«Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации»

Курсовая  работа по общей психологии 

              Студентки  II курса

              очной формы обучения, группа П-92,

              Руководитель

              Мишина  Юлия Дмитриевна

Отметка о допуске  к защите Работа защищена на оценку
________________________ ________________________
________________________ «___» _____________ 2011 г.
      Руководитель 
«___» _________ 2011  г.            Ю. Д. Мишина
 
 
 
 
 
 

Новосибирск – 2011 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.   Потребности человека………………………………………………………8

1.1 Понятие потребность………………………………………………………..8

1.2 Классификация человеческих потребностей…………………………...11

1.3 Иерархия потребностей  по А. Маслоу…………………………………...17

2.   Удовлетворение потребностей……………………………………………25

2.1 Динамика удовлетворения  потребностей……………………………….25

2.2 Изучение потребностей, способствующих самоактуализации личности…………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Список  используемой литературы…………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Потребности человека всегда определяли цель его  существования. Стремление к удовлетворению своих желаний определяло стиль поведения индивида в обществе, способы взаимодействия  с окружающим его миром, жизненную позицию и деятельность в соответствии с этой позицией.

     По  прошествии времени, в связи с  научно-техническим прогрессом и  культурно-историческим развитием, как всего мира, так и нашей страны в частности, меняется общество, понижается значение одних ценностей, и повышается значение других, и только потребности остаются всегда. Некоторые из них модернизируются, но в целом, потребности относятся к той категории явлений, которая существует до тех пор, пока на Земле существует человек.

     По  мнению А. Маслоу потребности всего  человечества имеют огромную общность, особенно это, касается базовых потребностей. В наше время имеется достаточно антропологических доказательств, свидетельствующих о том, что фундаментальные или первичные желания всех людей различаются далеко не так сильно, как их осознанные повседневные желания. Основной причиной этого является то, что две различные культуры могут предусматривать два совершенно разных способа удовлетворения конкретного желания, скажем потребности в самоуважении. В одном обществе человек испытывает уважение к себе, потому, что он хороший охотник; в другом обществе потому, что он великий целитель, или отважный воин, или чрезвычайно хладнокровный человек и т. д.

     Если  же мы задумаемся об основах этих желаний, то увидим, что желание одного человека быть хорошим охотником имеет  те же движущие силы, что и желание  другого быть хорошим целителем. А значит, мы можем утверждать, что было бы полезнее объединить эти два внешне различных желания в одну категорию, чем относить их к различным группам на основании исключительно поведенческих различий. Очевидно, что сами по себе цели куда более универсальны, чем пути, которые избираются для их достижения, поскольку эти пути определяются особенностями культуры. Люди больше похожи друг на друга, чем это, кажется на первый взгляд.

     Однако  наиболее интересным представляется не просто наличие потребностей у человека и безусловного существования их в современном обществе, а отношение к потребностям нынешнего социума. Ведь для того, чтобы понять поведение современного человека нужно знать о его стремлениях, о его притязаниях. Чтобы найти стиль взаимодействия с человеком, чтобы общение не являлось изнуряющей формальностью, необходимо знать чего он хочет, а далее, соответственно, корректируя с общественными и личными морально-этическими нормами и законами, выстраивать свое, ответное поведение. Умение взаимодействовать с окружающими нас людьми, не порождая конфликтов, является важным фактором для адаптации человека. Успешно приспосабливающийся индивид способен не просто существовать в обществе, не просто выживать, он способен предъявить обществу свои желания, свои потребности, развивая, тем самым, в себе личностные качества.

     Научному  изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители  древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

     Гераклит  подробно рассматривал побудительные  силы, влечения, потребности. По его  мнению, потребности определяются условиями  жизни. Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребления вожделениями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.

     Сократ  писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением.

     У Платона потребности, влечения и  страсти образуют «вожделеющую», или  «низшую», душу, которая подобна  стаду и требует руководства  со стороны «разумной и благородной  души».

     Аристотель  сделал значительный шаг вперед в  объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания.

     Близки  к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мнению, являются желания, вытекающие из потребностей.

     Спиноза считал главной побудительной силой  поведения аффекты, к которым  он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то превращается в желание. [2]

     Проблему  человека и его потребностей затрагивали  также Э. Кондильяк, П. Гольбах, К. Гельвеций, Р. Вудвортс, отечественные ученые Н. Г. Чернышевский, А. А. Ухтомский, Д. А. Узнадзе. Конечно, далеко не все взгляды вышеперечисленных философов и ученых приняты современной наукой. Многие из их предположений оказались далеки от истины, но рассуждения этих выдающихся личностей позволили не только выявить множество важнейших фактов в области изучения человеческих потребностей и мотивационной сферы человека, но, и позволили продвинуться последующим открытиям других ученых, на базе первых исследований. Несомненно, их концепции являют собой огромную эвристическую ценность для психологии в целом и для определения потребностей человека в частности.

     потребность – это активность, которая возникает при осуществлении намерения. Потребности делится на истинные (устойчивые) и квазипотребности (ситуативные, социально обусловленные). По строению и механизмам они не различаются.  
Напряжение, возникающее при возникновении потребности,  является определяющим фактором психической деятельности человека. Пока напряжение “держится”, человек легко воспроизводит незавершённые действия, связанные с данной потребностью. Когда же напряжение спадает,  человеку сложнее вспомнить те незавершённые действия. (Эффект Зейгарник) [3]

     Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться  в психологии в первой четверти ХХ века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой и как инстинкты. Как считает Е. П. Ильин, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга Л. Брентано, который определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности». С тех пор появилось много различных точек зрения на ее сущность – от чисто биологических до социально-экономических и философских. Так к первым можно отнести представления З. Фрейда о влечении и Г. Холла о «драйве». К последним же относятся представления В. С. Магуна о потребностях как отсутствии блага и Д. А. Леонтьева – как отношении между личностью и окружающим миром. [2]

     С моей точки зрения наиболее стройной и подробной теорией описывающей  потребности является теория выдающегося, американского ученого, работавшего  в рамках гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Соответственно в  своей работе я буду опираться на некоторые его концепции. Представления об иерархии потребностей А. Маслоу я буду использовать как основные, так как считаю, что с прошедшим, с тех пор, временем взгляды этого величайшего психолога не устарели и по праву надолго закрепились в психологии.

     Объект  исследования - потребности человека

     Предмет исследования –  влияние процесса удовлетворения потребностей на самоактуализацию личности

     Цель исследования: выявить ведущие потребности, влияющие на эффективность самоактуализации.

     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить сущность понятия «потребность» и представить классификацию потребностей.
    2. Выяснить, механизмы перехода с одного уровня потребностей на другой.
    3. Определить, какие потребности влияют на возникновение самоактуализации.

1.   Потребности человека

1.1. Понятие потребность

          В современном естествознании  термин «потребность» имеет несколько  значений.

«Потребность - в самом общем значении этого  слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы». В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности).

         Потребность есть свойство всего  живого, выражающее первоначальную  исходную форму его активного,  избирательного отношения к условиям  внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

         Понятие потребности является  одним из ключевых объяснительных  понятий психологии личности. Все  побудительные силы человеческой  деятельности выводятся, в конечном  счете, из тех или иных потребностей, понимаемых как источники человеческой мотивации.

         Понятие потребности вошло в  психологический обиход сравнительно  недавно, придя на смену более  старому понятию "влечение", которое, в свою очередь, является  преемником понятия "инстинкт". Так в психологичеcком словаре Б.Е.Варшавы и Л.С.Выготского (издания 1931 года) есть термины "инстинкт" и "влечение", но нет слова "потребность". Оно появилось в психологии вместе со смещением внимания от биологических к специфически человеческим побудителям поведения, во многом благодаря работам Г.Мюррея (H.Murray), хотя и для Мюррея потребность, в конечном счете, оказывается лишь синонимом желания, влечения или мотива. Поэтому общепринятое на сегодняшний день понимание потребности закономерным образом несет в себе остаточное содержание биологизированных предшественников этого понятия.

Информация о работе Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации