Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - потребности человека

Предмет исследования – влияние процесса удовлетворения потребностей на самоактуализацию личности

Цель исследования: выявить ведущие потребности, влияющие на эффективность самоактуализации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия «потребность» и представить классификацию потребностей.
Выяснить, механизмы перехода с одного уровня потребностей на другой.
Определить, какие потребности влияют на возникновение самоактуализации.

Оглавление

едение…………………………………………………………………………..3

1. Потребности человека………………………………………………………8

1.1 Понятие потребность………………………………………………………..8

1.2 Классификация человеческих потребностей…………………………...11

1.3 Иерархия потребностей по А. Маслоу…………………………………...17

2. Удовлетворение потребностей……………………………………………25

2.1 Динамика удовлетворения потребностей……………………………….25

2.2 Изучение потребностей, способствующих самоактуализации личности…………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по общей психологии.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых, психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле – личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого  расширенного понимания в литературе, видимо,  объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. [8].

Развитие  личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Как предпосылка  и результат развития личности выступают  потребности.

Главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность- в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются произ- водными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта). [4]

     Потребность – исходная форма активности живых существ – форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Основная движущая сила развития человека. Раздражение влечения. Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребностей, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.

     Первично  биологической формой потребности  является нужда. В организме периодически возникают определенные состояния  напряженности; они связаны с  нехваткой веществ (предмета), требуемых  для продолжения жизнедеятельности. Эти состояния объективной нужды  организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. Это – состояние индивида, сознаваемое испытываемой им  нуждой в объектах, нужных для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

     Потребность – это динамическая сила, исходящая  от организма. Ни давление, ни потребность  не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

     Потребность представляет собой основной вид  отношения человека к объективной  действительности. Она является основным видом отношения человека к окружающему, потому что представляет связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами.[6]

     Таковы  определения понятий личность и потребность. Из данных определений может возникнуть вопрос о слишком большой развернутости трактовок, но не могу не заметить, что краткое упоминание об этих понятиях как о терминах не раскроет их значимости. Поэтому здесь говорится и о том, что входит в структуру личности, и о том, что является ее основной движущей силой, автоматически вытекая в определение потребности, которое тоже нуждается в более широком определении.

     По  мнению А. Маслоу высшие и низшие потребности  различаются по своим качествам, но их общность заключается в том, что, если мы говорим о фундаментальной  природе человека, в перечень потребностей должны быть включены и те и другие. Они не отличаются от человеческой природы и не противостоят ей - они ее часть.[5]

       Последствия этой точки зрения  для психологической и философской  теории имеют революционный характер. Большинство цивилизаций вместе с их теориями политики, просвещения, религии и т. д. опирались на совершенно противоположный посыл. В общих чертах предполагалось, что биологическое начало и подобные инстинктам стороны человеческой натуры сводятся к биологическим потребностям в пище, сексе и т.п. Высшие порывы к истине, любви и красоте расценивались как отличающиеся, по сути, от названных животных потребностей. Более того, предполагалось, что эти интересы носят антагонистический взаимоисключающий характер и находятся в постоянной борьбе друг с другом. С этой точки зрения культура в целом со всеми ее инструментами рассматривалась как то, что стояло на стороне высших потребностей и выступало против низших. Следовательно, она неминуемо является сдерживающим и подавляющим фактором, а в лучшем случае может рассматриваться как печальная необходимость.

     В попытке представить иерархию потребностей в своей  теории А. Маслоу придерживается традиции функциональной психологии Джеймса  и Дьюи и принимает холизм Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамизм Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Такую интеграцию, или синтез, можно назвать холистически-динамической теорией. Эклектичность взглядов Маслоу – это еще одна причина, по которой я использую его теории в своей работе как основные.[5]

     Потребности, которые обычно принимаются в  качестве отправной точки для  теории мотивации, представляют собой  так называемые физиологические влечения. В рамках физиологических потребностей выявилось два направления исследования: первое – это развитие гомеостаза, а второе – обнаружение того факта, что аппетит (склонность к выбору той или иной пищи) – достаточно адекватный показатель существующих потребностей организма или того, в чем испытывает недостаток тело.

     Гомеостаз объясняется автоматическими попытками тела поддержать постоянное, нормальное состояние кровотока. Кэннон описал этот процесс для: содержания воды в крови, содержания солей, сахара, протеинов, жира, кальция, кислорода, постоянного уровня водородных ионов (кислотного баланса) и постоянной температуры крови. Конечно это не все элементы, обеспечивающие гомеостаз, а только основные. [5]

     Юнг подвел итог работе по взаимосвязи  аппетита и потребностей тела. Если в организме недостает каких-то химических элементов, индивид может обнаружить склонность (отклоняющимся от нормы образом) к специфическим пищевым предпочтениям или острое желание поедать содержащую недостающие элементы пищу. Однако невозможно представить полный перечень фундаментальных физиологических потребностей, т. к. наличие их в списке зависит от уровня их конкретизации и описания.

     Любая из физиологических потребностей и  определенное поведение, связанное  с ними, служат каналами для разнообразных  потребностей иного рода. То есть человек, который считает, что он голоден, в действительности может нуждаться в поддержке или доверии, а не в витаминах или протеинах. И наоборот, голод можно отчасти заглушить другими видами деятельности, например, выпить воды или выкурить сигарету. Другими словами, как бы ни были изолированы данные физиологические потребности, эта изоляция не абсолютна.

     Без сомнения, физиологические потребности  доминируют над всеми прочими. Более  конкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычайной степени не достает самого важного в жизни, в первую очередь будут являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального.

     Если  все потребности находятся в неудовлетворенном состоянии и, следовательно, в организме начинают доминировать физиологические потребности, все остальные потребности могут просто прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому мы можем охарактеризовать состояние всего организма в целом, сказав лишь, что человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно. Все силы начинают обслуживать удовлетворение потребности в пище, и организация этих сил почти полностью определяется одной целью – утолением голода. Рецепторы и эффекторы, интеллект, память, привычки, - все в данный момент представляет собой инструменты для утоления голода. Возможности, которые нельзя задействовать для достижения данной цели, находятся в бездействующем состоянии или отодвигаются на задний план.[1]

     Когда физиологические потребности удовлетворены, появляются стремления более высокого порядка. Физиологические потребности  вместе с их частными целями, находясь в постоянно удовлетворенном  состоянии, перестают существовать в качестве активных детерминант или организующих поведение факторов. Теперь они существуют лишь потенциальным образом, т. е. могут возникнуть вновь и начать доминировать в организме, если что-то помешает их удовлетворению, но удовлетворенное желание перестает быть желанием. Удовлетворение одной потребности ведет к возникновению другой. Таким образом, происходит динамика иерархии потребностей.

     По  иерархии А. Маслоу за физиологическими потребностями следуют потребности в безопасности. Потребность в безопасности можно рассмотреть как фактор, мобилизующий ресурсы организма в чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества, невроз или устойчиво неблагоприятные ситуации. Потребности в безопасности могут стать весьма настоятельными всякий раз, когда на социальной сцене возникает реальная угроза закону, порядку, властям общества. Для большинства людей существует угроза, что хаос или нигилизм способны привести к регрессии от высших потребностей к более насущным потребностям в безопасности. Достаточно распространенной, почти предсказуемой реакцией является спокойное одобрение, которым встречают диктатуру или военный режим. Это общее свойство всех людей, включая здоровых, поскольку они тоже склонны реагировать на опасность  реалистической регрессией до уровня потребностей в безопасности и готовности защищаться. Но главным образом это верно для людей, которые в отношении безопасности существуют на грани жизни и смерти. Их особенно тревожат угрозы власти, законности и представителям закона.

     Если  физиологические потребности и  потребности в безопасности удовлетворены  в достаточной мере, появляются потребности  в любви, привязанности и принадлежности. Потребности в любви предполагают, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда эти потребности не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей, партнера или детей.

     В нашем обществе помехи на пути удовлетворения этих нужд, наиболее частая причина  случаев неспособности адаптироваться к окружающей обстановке и более тяжелых патологий.

     В данном случае, Маслоу говорит о  необходимости подчеркнуть, что  любовь не представлена здесь синонимом  секса. Секс можно изучать как  чисто физиологическую потребность, хотя обычным порядком сексуальное  поведение человека определяется множеством факторов. То есть, его определяют не только сексуальные, но и другие потребности, главные из них – это потребности в любви и привязанности.[5]

     Все люди в нашем обществе имеют потребность  в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Поэтому следующая потребность, которую представляет нам Маслоу это потребность в уважении. Однако эта потребность подразумевает некоторые факторы, способствующие для возникновения ее, в эту потребность входит несколько качеств самой личности, ее оценок и отношение окружающего общества: сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость, а также желание хорошей репутации или престижа (как уважение или оценка со стороны других людей), статус, известность, слава, признание, внимание, значительность и. д. [5]. Это те потребности, которые были отмечены Адлером и проигнорированы Фрейдом.[9]

     Наиболее стабильное, а следовательно, наиболее здоровое чувство самоуважения базируется не заслуженном уважении со стороны окружающих, а не на показной славе и известности или неоправданной лести и здесь, отмечает Маслоу, полезно отличать действительные компетентность и достижения, в основе которых лежит исключительно сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами, конституцией, биологическими способностями.[5]

     Даже  если все вышеназванные потребности удовлетворены, часто может возникнуть ощущение неудовлетворенности и беспокойства, если человек занимается не тем, чем хочет. Как говорит Маслоу: «Люди должны сохранять верность своей природе», [5, стр 27.] и далее Маслоу определяет потребность человека заниматься тем, чем он хочет и может, как потребность в самоактуализации. Этот термин был введен Куртом Гольдштейном, в своей теории Маслоу определяет самоактуализацию как желание людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен.[5]

Информация о работе Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации