Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа
Объект исследования - потребности человека
Предмет исследования – влияние процесса удовлетворения потребностей на самоактуализацию личности
Цель исследования: выявить ведущие потребности, влияющие на эффективность самоактуализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия «потребность» и представить классификацию потребностей.
Выяснить, механизмы перехода с одного уровня потребностей на другой.
Определить, какие потребности влияют на возникновение самоактуализации.
едение…………………………………………………………………………..3
1. Потребности человека………………………………………………………8
1.1 Понятие потребность………………………………………………………..8
1.2 Классификация человеческих потребностей…………………………...11
1.3 Иерархия потребностей по А. Маслоу…………………………………...17
2. Удовлетворение потребностей……………………………………………25
2.1 Динамика удовлетворения потребностей……………………………….25
2.2 Изучение потребностей, способствующих самоактуализации личности…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………..32
Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых, психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле – личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. [8].
Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности.
Главная
характеристика потребностей — их предметность.
Собственно потребность, это потребность-
в чём-то, что лежит вне организма; последнее
и является ее предметом. Что же касается
так называемых функциональных потр
Потребность – исходная форма активности живых существ – форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Основная движущая сила развития человека. Раздражение влечения. Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребностей, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.
Первично
биологической формой потребности
является нужда. В организме периодически
возникают определенные состояния
напряженности; они связаны с
нехваткой веществ (предмета), требуемых
для продолжения
Потребность – это динамическая сила, исходящая от организма. Ни давление, ни потребность не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).
Потребность представляет собой основной вид отношения человека к объективной действительности. Она является основным видом отношения человека к окружающему, потому что представляет связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами.[6]
Таковы определения понятий личность и потребность. Из данных определений может возникнуть вопрос о слишком большой развернутости трактовок, но не могу не заметить, что краткое упоминание об этих понятиях как о терминах не раскроет их значимости. Поэтому здесь говорится и о том, что входит в структуру личности, и о том, что является ее основной движущей силой, автоматически вытекая в определение потребности, которое тоже нуждается в более широком определении.
По мнению А. Маслоу высшие и низшие потребности различаются по своим качествам, но их общность заключается в том, что, если мы говорим о фундаментальной природе человека, в перечень потребностей должны быть включены и те и другие. Они не отличаются от человеческой природы и не противостоят ей - они ее часть.[5]
Последствия этой точки зрения
для психологической и
В попытке представить иерархию потребностей в своей теории А. Маслоу придерживается традиции функциональной психологии Джеймса и Дьюи и принимает холизм Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамизм Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Такую интеграцию, или синтез, можно назвать холистически-динамической теорией. Эклектичность взглядов Маслоу – это еще одна причина, по которой я использую его теории в своей работе как основные.[5]
Потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения. В рамках физиологических потребностей выявилось два направления исследования: первое – это развитие гомеостаза, а второе – обнаружение того факта, что аппетит (склонность к выбору той или иной пищи) – достаточно адекватный показатель существующих потребностей организма или того, в чем испытывает недостаток тело.
Гомеостаз объясняется автоматическими попытками тела поддержать постоянное, нормальное состояние кровотока. Кэннон описал этот процесс для: содержания воды в крови, содержания солей, сахара, протеинов, жира, кальция, кислорода, постоянного уровня водородных ионов (кислотного баланса) и постоянной температуры крови. Конечно это не все элементы, обеспечивающие гомеостаз, а только основные. [5]
Юнг подвел итог работе по взаимосвязи аппетита и потребностей тела. Если в организме недостает каких-то химических элементов, индивид может обнаружить склонность (отклоняющимся от нормы образом) к специфическим пищевым предпочтениям или острое желание поедать содержащую недостающие элементы пищу. Однако невозможно представить полный перечень фундаментальных физиологических потребностей, т. к. наличие их в списке зависит от уровня их конкретизации и описания.
Любая из физиологических потребностей и определенное поведение, связанное с ними, служат каналами для разнообразных потребностей иного рода. То есть человек, который считает, что он голоден, в действительности может нуждаться в поддержке или доверии, а не в витаминах или протеинах. И наоборот, голод можно отчасти заглушить другими видами деятельности, например, выпить воды или выкурить сигарету. Другими словами, как бы ни были изолированы данные физиологические потребности, эта изоляция не абсолютна.
Без сомнения, физиологические потребности доминируют над всеми прочими. Более конкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычайной степени не достает самого важного в жизни, в первую очередь будут являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального.
Если все потребности находятся в неудовлетворенном состоянии и, следовательно, в организме начинают доминировать физиологические потребности, все остальные потребности могут просто прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому мы можем охарактеризовать состояние всего организма в целом, сказав лишь, что человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно. Все силы начинают обслуживать удовлетворение потребности в пище, и организация этих сил почти полностью определяется одной целью – утолением голода. Рецепторы и эффекторы, интеллект, память, привычки, - все в данный момент представляет собой инструменты для утоления голода. Возможности, которые нельзя задействовать для достижения данной цели, находятся в бездействующем состоянии или отодвигаются на задний план.[1]
Когда
физиологические потребности
По
иерархии А. Маслоу за физиологическими
потребностями следуют потребно
Если
физиологические потребности и
потребности в безопасности удовлетворены
в достаточной мере, появляются потребности
в любви, привязанности и
В
нашем обществе помехи на пути удовлетворения
этих нужд, наиболее частая причина
случаев неспособности
В
данном случае, Маслоу говорит о
необходимости подчеркнуть, что
любовь не представлена здесь синонимом
секса. Секс можно изучать как
чисто физиологическую
Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Поэтому следующая потребность, которую представляет нам Маслоу это потребность в уважении. Однако эта потребность подразумевает некоторые факторы, способствующие для возникновения ее, в эту потребность входит несколько качеств самой личности, ее оценок и отношение окружающего общества: сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость, а также желание хорошей репутации или престижа (как уважение или оценка со стороны других людей), статус, известность, слава, признание, внимание, значительность и. д. [5]. Это те потребности, которые были отмечены Адлером и проигнорированы Фрейдом.[9]
Наиболее стабильное, а следовательно, наиболее здоровое чувство самоуважения базируется не заслуженном уважении со стороны окружающих, а не на показной славе и известности или неоправданной лести и здесь, отмечает Маслоу, полезно отличать действительные компетентность и достижения, в основе которых лежит исключительно сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами, конституцией, биологическими способностями.[5]
Даже если все вышеназванные потребности удовлетворены, часто может возникнуть ощущение неудовлетворенности и беспокойства, если человек занимается не тем, чем хочет. Как говорит Маслоу: «Люди должны сохранять верность своей природе», [5, стр 27.] и далее Маслоу определяет потребность человека заниматься тем, чем он хочет и может, как потребность в самоактуализации. Этот термин был введен Куртом Гольдштейном, в своей теории Маслоу определяет самоактуализацию как желание людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен.[5]
Информация о работе Удовлетворение потребностей личности как условие самоактуализации