Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:35, контрольная работа
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудных детей с наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного подростка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»………………………3
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….5
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ………………..6
4. НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ …………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»………………………3
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
ПОЯВЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ………………..6
4. НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ …………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
трудных детей не потеряла своей
актуальности и по сей день. Психологи
и педагоги бьют тревогу, ведь число
суицидных попыток среди
Отечественные
психологи и многие современные
зарубежные ученые отрицают решающее
влияние на поведение трудных
детей генетического фактора, наследственной
отягощенности их сознания и действий.
Природные предпосылки
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей. В своей контрольной работе, я подробно рассматриваю особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведение подростка.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня измерять и теоретически интерпретировать. В этих случаях ведется симптоматическое наблюдение.
Для характеристики отклоняющего поведения используют также специальные термины — делинквентность и девиантность. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Во-вторых, к категории
трудных относятся такие дети
и подростки, нарушения поведения
которых нелегко исправляются, корригируются.
В этой связи следует различать
термины «трудные» и «
В-третьих, трудные — это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
Понятие трудные дети имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли термин «трудные дети»? На наш взгляд, не совсем. Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.
В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина «трудные дети» применяют понятие «дети с проблемами». Употребляют указанный термин в зарубежной психологии в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети», как уже упоминалось выше, звучит для школьника и его родителей предосудительно. Однако представляется, что понятие «дети с проблемами поведения» уже по объему, чем понятие «трудные дети». Ведь имеется достаточное количество трудных школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований. Кроме того, широкое применение понятия «дети с проблемами» может исказить смысл изучаемой тематики. Столкновение с проблемами далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Напротив, успешное разрешение проблем часто даже необходимо для активизации и оптимизации поведения подростка. Вспомните, например, о проблемном обучении.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРУДНЫХ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудных детей с наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного школьника.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Хотелось
бы конкретизировать выше сказанное
и выявить особенности той
или иной семьи, вызывающие или способствующие
возникновению трудностей в поведение
подростка.
3.
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.
Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей.
Л.С.Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П.Бочкарева выделяет семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю; семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, родители безразличны к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Как видим, в основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.
З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций в семье, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1)
отсутствие сознательного
2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
3)
преувеличение из
4)
хаотичность в воспитании из-
А.Е.Личко выделяет 4 стиля воспитания, способствующие появлению трудных детей:
1)
гиперопека различных степеней:
от желания быть соучастником
всех проявлений внутренней
Примером иллюстрирующим результаты воспитания по системе гиперопеки является такой случай: сын приходит домой со школьного вечера, где был ответственным дежурным, наблюдал за порядком. Мать, встречая его, грубо с порога спрашивает: «Где был? Какой еще вечер! Какое еще дежурство? А ну выверни карманы! Дыхни! Знаю я ваши вечера, вот лучше бы дома сидел, уроки учил!»
Такое обращение омрачает отношение родителей и детей, унижает чувство собственного достоинства подростка, делает его внутренний мир замкнутым, недоступным для родителей.
Подобные отношения, как правило, характеризуют семьи авторитарного типа, когда один из родителей, чаще всего мать, откровенно доминируют в семье, единолично решают все жизненно важные вопросы своих взрослеющих детей. В случае непослушания применяют решительное воздействие в виде физических наказаний, угроз, лишений обещанных развлечений, покупок обнов. Матери такого рода пытаются застраховать свое велико-возрастное дитя от всех жизненных невзгод и проблем, взращивая его в парниках гиперопеки до седых волос. Подобная система домашнего воспитания зачастую дает осечку.
Пятнадцати летний Олег Б. вместе со своими друзьями совершил несколько грабежей и разбойничьих нападений, сопровождающихся жестким избиением потерпевших, один из которых от побоев скончался. При беседе со следователем, экспертом-психологом Олег вел себя совершенно спокойно, невозмущенно, не высказывал ни признаков раскаяния, ни чувства вины, ни сочувствия к убитому и его семье, ни даже волнения за свою будущую участь и страха перед наказанием. Такая безучастность к своей судьбе и судьбе окружающих здорового и психически полноценного парня вызывает крайнее удивление и естественный вопрос, в чем причины подобной эмоциональной тупости.
Более близкое знакомство с родителями Олега и условиями семейного воспитания позволяют ответить на эти вопросы. Семья Олега относится к числу благополучных, характеризуется материальным достатком. Родители живут относительно дружно, имеют высшее образование. Семья чисто авторитарного склада с явным доминированием матери. Мать занимает видное служебное положение. Она самостоятельно решает все семейные проблемы, в том числе и проблемы сына. Сама определяет характер его увлечений, но своему усмотрению отбирает ему друзей, сама выбрала ему будущую профессию…
2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3) создание «кумира» семьи: постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая «золушке» в семье.
Б. Н. Алмазов выделяет
1)
семьи с недостатком