Условия адаптации трудного подростка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6
1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6
1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе……….15
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка…………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35
Заключение………………………………………………………………….41
Библиография……………………..………………………………………….46

Файлы: 1 файл

ВКР по педагогике.doc

— 304.50 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

 

Утверждена приказом по университету                                Допущена к защите

       № 1069-С от 13 ноября 2009 г.                    «_______»___________________ 2010 г.

Зав. кафедрой Педагогики и психологии высшей школы

д.и.н., профессор Соколова И.Ю.             

                                                    

                                                                                                  __________________________________

                                                                                                                              (подпись зав. кафедрой)

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА (педагогика)

 

Условия адаптации трудного подростка в обществе

 

 

 

 

Рецензент:                                                                                                  Выполнила:

Шафранова О. И.                                                                   Акиншина Оксана Викторовна

                                                                                                 

к.и.н., доцент кафедры археологии

и региональной истории                                                          студентка 5 курса, группы «Б»

                                                                                         специальности   «История»

                                                                                        очной формы обучения

 

Дата защиты                                          Научный руководитель:

 

«_________» ________________ 20 ____ г.                            Бондаренко Нелли Яковлевна

                                                                     

Оценка ___________________________                                          к.и.н., доцент кафедры

                                                                                Педагогики и психологии      

                                                               высшей школы

                           

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2010 г.

 

 

 

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6

1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6

1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе………              ….15

1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации             подростка…………………………………… ………………………………….22

Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29

2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29

2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35

Заключение              …………………………………………………………………….41

Библиография……………………..………………………………………….46

Приложение……………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность исследования.  Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.

Подростковым принято считать период развития детей от 11–12 до 15–16 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В этот период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками, другими словами идет процесс социализации подростков. Один из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений – социализация детей и молодежи. Адаптация в обществе  – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Адаптация в обществе включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. В период подросткового возраста происходят мощные сдвиги во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от адаптации зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом. Кроме того, исследование темы важно для разработки программы в помощь школьнику и родителю.

Объектом исследования являются «трудные дети» в период адаптации.

Предметом исследования является процесс школьной и социальной адаптации «трудных детей».

Цель работы - выявить условия и возможность успешной адаптации «трудных детей» в школе и социуме.

Задачи исследования:

1) рассмотреть концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации;

2) охарактеризовать особенности адаптации трудных подростков в социуме;

3) изучить роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка;

4) провести эмпирическое исследование личности трудного подростка.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

          2. Наблюдения.

3.      Беседы.

4.      Анкетирование.

5.      Социометрирование (референтометрия).

6.      Анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок и пр.).

7.      Методика диагностики социально-психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда.

Практическая значимость работы заключается в том, что наше исследование может послужить наглядным примером и помощью для педагогов и родителей учеников в понимании процесса адаптации ребенка в обществе.

Методологической основой исследования явились основополагающие принципы отечественной социальной психологии: активности психики, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода; диалектико-материалистические взгляды крупнейших отечественных психологов и педагогов А.Ф.Лазурского, В.Н.Мясищева, С. Л. Рубинштейна, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева по проблемам личности в плане возможностей формирования её свойств в процессе воспитания и перевоспитания, которые получили дальнейшее развитие в психологических и психолого-педагогических исследованиях учёных нашего времени (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, Л.В.Запорожца, А.В.Брушлинского), в работах социально-психологического направления (Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва, В.В.Новикова,                              А.Д. Глоточкина).

Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей.

1.1.           Концептуальные подходы к изучению социально-

психологической адаптации.

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Термин адаптация был заимствован из биологической науки с несколько видоизмененным содержанием. Он стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. «Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды»[1]. Справедливо говорят, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация - это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе "организм-среда". Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе "индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Литовченко В.Н. рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. «Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями»[2].

Информация о работе Условия адаптации трудного подростка в обществе