Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа
Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6
1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6
1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе……….15
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка…………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35
Заключение………………………………………………………………….41
Библиография……………………..………………………………………….46
- тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать),
- адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более)».[9]
Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:
отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном
не избегать смотреть на собеседника,
охотно обсуждать предложенную тему,
открыто давать знать о своих чувствах,
учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.
Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:
- отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,
- громко говорить вызывающим тоном,
- смотреть на других свысока,
- пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),
- навязывать всем свое мнение,
- с жаром изливать свои чувства,
- ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.
Неуверенная личность в различных жизненных ситуациях использует стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.
Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.
Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.
Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обретения смысла жизни. Это самораскрытие себя, как человека и постановка своего места в жизни.
«Самоутверждение и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации»[10].
Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.
Адаптация, согласно мнению Аверина В. А., включает в себя следующие подвиды:
биологический (телесный),
психологический (внутренний мир),
социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).
Адаптация – это схема, или стиль разрешения различных видов проблем, например:
временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),
постоянной (общение со школьными друзьями или родителями дома),
трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),
простой (разрешаемой сама по себе),
разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),
не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);
вообще не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.
Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения.
«Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека»[11]. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.
Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.
Доля поисков стратегии самоутверждения и адаптации подростка индивидуально не слишком велика, так как большое влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат взаимоотношений в семье. «Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения, ведь не зря говорят, что если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка»[12].
Подводя итог вышесказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка.
Роль школы как канала социализации не сводится только к передаче знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность, командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу, усредняют индивидуальность. Классическая система образования строится на запоминании различных фактов, идей, концепций, вместо того, чтобы развивать способность к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих специалистов, воспитанных в назидательной манере, такие механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих задач, а также аналитические навыки не предусмотрены. Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившим ориентиры своего развития.
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
Несмотря на то, что школа уделяет огромное внимание детям- подросткам, без участия семьи проблема адаптации трудных подростков не может быть решена.
Независимо от изменения уровня и качества жизни людей, активного внедрения компьютерных технологий и других преобразований в современном обществе, понимание категорий людей с поведенческими расстройствами остается прежним (их называют группой риска, трудными, трудновоспитуемыми). Поэтому с целью более четкой систематизации факторов социального риска среди несовершеннолетних, создания более четкой классификации поведенческих расстройств требуется ввести более широкое определение групп с нарушением приспособительных механизмов: «Социально неадаптированная молодежь».
Гармоничное развитие ребенка и подростка возможно при наличии состояния физического, психического и социального благополучия. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
«Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка — это первая школа отношений с людьми. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве любви, которое благотворно влияет на ребенка, дает ему ощущение счастья, защищенности от внешних невзгод, начиная с внутриутробного развития. Она основной источник развития ребенка, нуждающегося в заботе, любви и принятии родителей. Конфликты между родителями, возможный развод нарушают успешную социализацию ребенка»[13].
В социально неблагополучных семьях возможно существование особого механизма социализации — «со-
Многочисленные исследователи (Аверин В.А., Выготский Л.С., Фельдштейн Д.И.) показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной появления черт девиантного поведения у детей и подростков. Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. В качестве основной причины выделяются социальная незрелость и индивидуальные физиологические особенности формирующегося организма ребенка и подростка. В различных типах семейных отношений подростки специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.
В современном меняющемся мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности семейного воспитания становятся теми объективными факторами социализации, которые содержат в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой.
Определять по типам нарушения внутрисемейных отношений сложно, так как проблема социально неблагополучных семей, их возникновения, жизнедеятельности зависит не только от общества, материального достатка, состава, воспитательного потенциала, но и от социального статуса, стиля жизни, объективных и субъективных факторов.
Под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой нарушены структура и особенности детско-родительских отношений, имеются или сочетаются недостатки воспитательного потенциала с ориентацией на нормы и правила, противоречащие общественной морали.
Одним из психических новообразований в подростковом возрасте является потребность в общении. Если подросток не удовлетворяет свою потребность в общении дома или в школе, то он находит себе других собеседников.
Подросток отходит от школы, сближается с другими неадаптированными подростками. Тем самым, отвергнутый классным коллективом, юный человек находит себе, хотя и ценой морального ущерба, другой коллектив, других единомышленников.
Часто такие группы заменяют им семью, школу и всё на свете, потому как приведённые примеры в современных условиях уже не могут социализировать их правильно.
«Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот фактор социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни. Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия»[14]. То есть такая группа представляет из себя свой собственный микромир, выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых других институтах социализации.
Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация.
Научение - процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам.
Подражание - один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. В данном случае объектом подражания оказываются сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа. Заражение - также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении. Так общим настроением заражается группа подростков, танцующих на дискотеке.
Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений. Идентификация - отождествление себя с чем-либо. Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти свое место в мире. Идентификация с группой сверстников выражается через символы. О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые одеждой, украшениями, использованием специфического слэнга, жестами и т.п.
Разные цели объединяют несовершеннолетних: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении; получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке к взрослой жизни.
Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Цель деятельности детско-юношеских объединений — повышение социальной значимости деятельности воспитанников. Этому способствует создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего реализуются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации. Ведь в детских и юношеских объединениях формируются новые устремления и происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков).
Информация о работе Условия адаптации трудного подростка в обществе