Условия адаптации трудного подростка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6
1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6
1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе……….15
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка…………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35
Заключение………………………………………………………………….41
Библиография……………………..………………………………………….46

Файлы: 1 файл

ВКР по педагогике.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

На основании полученных данных социально-психологической адаптации нашего испытуемого можно дать ему следующую характеристику: по интегральному показателю «Адаптация» характеризуется как имеющий заниженные адаптивные способности. Так же подросток имеет  высокий интегральный показатель непринятия других, эмоционального дискомфорта, экстернальности, доминирования.

Эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями можно сделать вывод, что 6й класс - группа недостаточно устоявшаяся, несплоченная. Это можно объяснить тем, что детей недавно объединили и из двух классов образовался один. Поэтому уровень сплоченности достаточно низок.

При сравнении полученных результатов в нашем исследовании и статистических норм выявлены показатели, как превышающие норму (дезадаптивность - 229 и 119,0; непринятие себя – 37 и 24,5; внешний контроль - 37 и 36), так и имеющие значения ниже нормы (адаптивность - 93 и 119,0; принятие себя – 24 и 37; принятие других - 9 и 21; внутренний контроль - 34 и 45,5). (Приложение №3). При интерпретации полученных данных нужно учитывать и возраст учащихся. По сравнению с ребенком юноша уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах их действий.

Интегральный показатель «Адаптация» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность», «Доминирование» и «Лживость». Т.е., с повышением адаптации респондента повышаются его показатели принятия себя, эмоционального комфорта, интернальности, способности к доминированию и лживости. И, наоборот, с понижением адаптации (т.е. повышением дезадаптации) вышеперечисленные показатели снижаются.

Интегральный показатель «Лживость» связан статистически значимой прямой (положительной) корреляцией со следующими интегральными показателями: адаптация, интернальность  и доминирование. Таким образом, при высокой лживости наблюдается высокие показатели адаптации, интернальности (или внутреннего контроля) и доминирования, и, наоборот, при низкой лживости вышеперечисленные показатели снижаются. Наблюдается интересная зависимость - более адаптивные, имеющие высокий внутренний контроль и способности к доминированию более склонны к неправдоподобным ответам.

«Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течение жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль».[17] Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике личности, как реактивная (ситуативная) тревожность. Личностная тревожность присуща индивиду от рождения, является одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Так же имеет влияние на уровень личностной тревожности особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности подростка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт подростка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.

При анализе результатов общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). (См. Приложение №4). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31 - 45 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

В нашем исследовании, по показателям личностной и ситуативной тревожности, полученные следующие результаты: реактивная тревожности - 26 баллов, личностная тревожности - 28 баллов. Статистической нормой является (как для реактивной так и личностной тревожности) - 31-44 балла. Следовательно можно сделать вывод о том что, уровень личностной и ситуативной тревожности испытуемого заниженный, не соответствуют норме.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях. При сравнении полученных результатов в нашем исследовании и нормой выявлены показатели имеющие значения ниже нормы.

Повышенный уровень как личностной так и реактивной тревожности отражается на показателях дезадаптивности, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость.

Есть общие и специфические взаимосвязи, характерные для личностной и для реактивной тревожности. Реактивная тревожность имеет отрицательную взаимосвязь со способностью к доминированию; личностная тревожность - положительную взаимосвязь с непринятием других и эскапизмом.

Очень часто имеет место сочетание повышенного уровня как личностной так и ситуативной тревожности (при высоких показателях невротизма), что свидетельствует о выраженном эмоциональном дискомфорте и трудностях адаптации хронического характера.

Выводы.

По интегральному показателю «Адаптация» Остапенко Александр характеризуется как имеющий заниженные адаптивные способности. Имеет высокий интегральный показатель самопринятия, непринятия других, эмоционального дискомфорта, экстернальности.

Для того, чтобы Остапенко Саша смог повысить свой уровень адаптированности, ему необходима помощь.

Студентка Акиншина Оксана Викторовна предлагает:

1.      Провести диагностику учащихся: определить их уровень адаптации к школе. Составить списки учащихся с низким уровнем адаптации, дезадаптированных.

2.      Составить списки учащихся с возможно заниженной самооценкой.

3.      Диагностировать психическое состояние школьников (уровень тревожности, эмоционального восприятия школы, уровня мотивации, уровня гнева).

4.      Ознакомить всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) с комментарием к Закону РФ «Об образовании» о формах психического насилия. (Приложение №5).

5.      Провести психолого-педагогические классные часы по темам «Почему подростковый возраст называют трудным», «Я и моя роль в классе», «Законы, по которым живут люди, нормы, по которым живем мы».

6.      Провести беседы с родителями и учителями на темы «Ребенок произносит неприличные слова», «Агрессивные игры», «Ребенок дерется», «Тревожные дети», «Если ребенок берет чужие вещи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Адаптация личности подростка в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 14 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни.

Современные подростки стали более прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей, а для различных категорий трудных подростков — делинквентных, неуспевающих, с аддиктивным поведением — характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временнóй перспективы. Известно, что ценности подросткового социума могут быть негативистскими и выражаться в отрицании социально одобряемых взрослыми норм, в том числе в сфере здоровья. В этой связи очевидно, что для нормальной социализации и формирования здорового образа жизни у подростков должны быть сформированы такие идеалы, ценности и жизненные цели, которые способствовали бы позитивному развитию личности.

Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений, среди которых, как свидетельствует статистика, понятия Родины, готовности к героическому, к труду для людей всё больше вытесняются сексом, стремлением к обогащению и материальному благополучию. С полным основанием поднимается вопрос о духовном кризисе в обществе. Обвал привычных представлений, утрата смысла жизни, хроническая экстремальность обстановки в стране быстро расширяет группу риска, обуславливая развитие психических расстройств, нарушение адаптации и распространение различных форм отклоняющегося поведения.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Однако адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует необходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся «трудных» детей и подростков в социально положительном направлении.

У трудных подростков педагог обязан найти какие-либо иные достоинства, иные сильные стороны (а их не может не быть!). Это или способность к рисованию, или музыкальный слух, или организаторская жилка. Даже хорошие физические данные можно и нужно учитывать и правильно использовать.

В результате такого «открытия» изолированный подросток уже сможет завоевать известную популярность и авторитет. А что еще нужно для отверженного?;
Безусловно, перевоспитание трудного подростка во всех случаях должно начинаться, как подчеркивают психологи, с обращения к достоинству юного человека, с веры в него.

«Трудный - не значит плохой, испорченный, негодный или тем более безнадежный. Трудный - это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании»[18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Библиография.

1.      Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2.      Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.

3.      Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.

4.      Блонский П.П. Память и мышление. – М., 1935.

5.      Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6.      Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Петровского А.В. – М., 1979.

7.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

8.      Выготский Л.С. Проблемы возраста. – М., 1984.

9.      Голованова Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление. – М., 1998.

10. Горшкова Е.А. Влияние семейных конфликтов на отклоняющее поведение несовершеннолетних. - М., 1980.

11. ДербеневД.П. Социальная адаптация подростков// Социальный журнал. – 1997. -  №1/2.

12. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. // М., 1993.

13. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

14. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986.

Информация о работе Условия адаптации трудного подростка в обществе