Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа
Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6
1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6
1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе……….15
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка…………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35
Заключение………………………………………………………………….41
Библиография……………………..………………………………………….46
В ситуации быстрого изменения содержания культуры, особое значение приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации - СМИ. Под эгидой "внедрения" рыночных отношений зачастую проповедуются ценности, несовместимые с развитием нормального рынка (культ лёгкой наживы, мошенничества, и т.д.). Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных наук. Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни. Попытаемся рассмотреть телевидение как институт, оказывающий существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику.
Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Подросток как губка, которая впитывает всё плохое, всё негативное, но ребёнок не осознаёт вредность этого «впитывания», самое главное для него чтобы сверстники приняли его в свой круг общения.
Часто ребёнок воспринимает то, что показывают по телевизору - это разнообразие рекламы, фильмы ( боевики, ужасы и.т.д ), музыкальные клипы, молодёжные программы. «Подростки оказались буквально под перекрёстным огнём СМИ. Идёт интенсивная криминализация сознания, приучение к насилию как к норме жизни, эмоциональное отупение. Начиная с мультфильмов и заканчивая низкопробными кинолентами, подростки приучаются к культу насилия, утрачивают истинные человеческие ценности»[15]. Так СМИ и стоящие за ними силы, формируют у нового поколения деформированное сознание.
Устанавливается ряд факторов, связанных с восприятием подростками сцен насилия и агрессии в телевизионной рекламе и определяющих их эмоциональное отношение к ней. Одновременно проведена оценка некоторых факторов, которые такого влияния не оказывают.
В телевизионной рекламе подобные сцены, в отличие от других телевизионных передач и кинофильмов, чаще всего преподносятся с юмором, что ослабляет контроль сознания и лишает подростков возможности противостоять такой рекламе. Понимая, что им демонстрируют насилие, зрители навсегда могут выработать к ним негативное отношение. Многократное повторение агрессивных рекламных роликов создаёт устойчивое ментальное клише, которые по мнению некоторых зарубежных авторов могут неосознанно воспроизводиться в реальной жизни.
За последнее время исследователи отмечают усиление агрессивности современной телевизионной рекламы, увеличение количества сцен насилия, предъявляемых многократно в течение длительного времени. Педагоги утверждают, что агрессивная реклама оказывает существенное воздействие на детей и подростков, психика которых практически ничем не защищена.
Таким образом, школа, семья, группа сверстников и СМИ играют главную роль в социально-психологической адаптации подростков.
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого.
Исследование проводилось с учащимися 6 класса МОУ СОШ №4 с. Северного Александровского района, где я непосредственно проходила педагогическую практику. Для эксперимента был выбран Остапенко Александр Викторович после беседы со школьным психологом и с классным руководителем 6го класса
Для того чтобы составить психолого-педагогическую характеристику подростка, нам необходимо было как можно больше узнать о нем. Для этого мы провели беседы с самим подростком, с его классным руководителем, со школьным психологом, с его одноклассниками и друзьями. Также в течение всей педагогической практики мы наблюдали за поведением Александра на уроках, на переменах, во время внеклассных мероприятий. С тем, чтобы составить полную картину, мы провели ряд тестирований и опросов:
1. Самооценка личности испытуемого (модификация методики Дембо).
2. Изучение мотивов учебной деятельности - с помощью этой анкеты можно выявить доминирующие мотивы учения и сопоставить полученные данные с материалами других исследований, а также сделать выводы о возможных методах педагогического воздействия на личность для развития позитивных мотивов учения.
Изучаемый нами воспитанник при работе с данной анкетой смог подчеркнуть лишь один пункт, наиболее подходящий к нему. Это пункт – учусь, так как заставляют родители.
3. Интересы личности. Саша в беседе поведал нам, что ему нравятся уроки физической культуры. Занятия физической культурой необходимы ему для того, чтобы успешно заниматься любимым видом спорта – футболом.
4. Направленность личности воспитанника (моральные суждения). Анализируя ответы Остапенко Александра, мы пришли к выводу, что у подростка доминирует отрицательная, индивидуалистическая направленность личности, не смотря на то, что в спорте у него доминирует общественная направленность личности.
5. Самооценка психических эмоциональных состояний (по Айзенку Г.). (Приложение №1).
На основе изучения личности Остапенко Александра нами была составлена психолого-педагогическая характеристика на данного ученика.
Остапенко Александр Викторович. 17.05.1997 года рождения. Ученик 6 класса МОУ СОШ №4 с. Северного Александровского района Ставропольского края.
Данные по истории развития личности (анамнез).
Остапенко Александр неадекватно реагирует на замечания, не сдержан. Школьный психолог, социальный педагог это связывают с тем, что он перенес родовую травму. Но в результате нашего исследования мы пришли к другим выводам. У Саши завышенная самооценка, и именно поэтому его поведение отличается несдержанностью, он стремится обратить на себя внимание окружающих, во что бы то ни стало.
Семья Саши состоит из четырех человек: отец, мать, старшая сестра и он. Отец не работает, ведет асоциальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками. Мать работает в гастрономе продавцом. Старшая сестра Елена закончила школу и продолжает свое обучение. Материальное положение семьи ниже среднего, т.к. обеспечивает семью только мать. Жилищные условия – неудовлетворительны. Остапенко проживают в небольшом доме, куда не проведены вода и газовое отопление.
Мать любит Сашу. Но на воспитание сына у неё времени остается немного, так как доход в семью приносит именно она. По сути мальчик предоставлен сам себе. Отец не занимается воспитанием ребенка, относится к нему грубо, агрессивно.
Успеваемость ниже средней.
Основная проблема Саши на настоящий момент – завышенная самооценка, что сказалось на отношениях с одноклассниками. Как следствие завышенной самооценки – высокий уровень дезадаптации.
Особенности положения ученика в классе, взаимоотношения с коллективом и учителями.
По данным социометрии Остапенко Александр был в числе непринятых из-за высокомерного отношения к ребятам. Равнодушно относится к мнению коллектива класса и критическим замечаниям одноклассников. Коммуникабельный, и хотя в классе друзей не имеет, но много друзей вне класса. Дружба основана на увлечении спортом.
К учителям Александр относится неуважительно, неадекватно реагирует на замечания. Порученные задания выполняет редко, чаще игнорирует.
Направленность личности.
Александр является хорошим организатором спортивных мероприятий. Принимает активное участие во всех делах, которые связаны со спортом. К учебе стремления не имеет. Он серьезно занимается футболом, волейболом. Идеалом подростка является футболист Андрей Аршавин, поэтому на данном этапе подросток большее внимание уделяет именно спортивной деятельности, чем учебной.
Темперамент.
Остапенко Александр несдержан, обидчив, враждебно реагирует на критические замечания. В интересующих его сферах деятельности проявляет активность, настойчивость и целенаправленность. Это говорит о его высокой реактивности и активности. Подросток эмоциональный, его темп речи высокий, мышление развито, он обладает живой мимикой и выразительными движениями. Саша является экстравертом, т.к. его реакции и деятельность зависят от внешних впечатлений, возникающих в данный момент. Остапенко не всегда легко приспосабливается к внешним воздействиям, возможны затруднения в переключении внимания, что говорит о его ригидности.
В результате проведенных тестирований мы выяснили, что подросток обладает повышенным уровнем тревожности.
Учитывая все эти свойства, можно сказать, что Остапенко Саша по типу темперамента больше тяготеет к холерику.
Характер.
По отношению к людям (друзьям, одноклассникам, учителям) Александр проявляет многогранность характера. В различных ситуациях он может быть добрым, отзывчивым, нежным, уступчивым, требовательным, грубым, раздражительным.
Остапенко характеризуется завышенной самооценкой себя и своих особенностей, т.е в отношении себя у него преобладают такие черты характера, как самовлюбленность, самоуверенность, самомнение. Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
У данного ученика в наибольшей мере проявляется ситуативное свойство структуры характера.
Черты характера Саши формируются с учетом его интересов (серьезное увлечение спортом).
Способности.
Остапенко Александру легче даются предметы, которые не требуют от него усидчивости и большой умственной активности.
Саша проявляет способности в информатике и физкультуре.
Среди внешкольных видов деятельности, к которым Саша проявляет способности и склонности, можно выделить спорт. В школе созданы условия для разнообразной внеучебной деятельности: кружки, секции, клубы.
Познавательные процессы и речь.
Обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста.
У подростка преобладают образный и механический виды памяти. Саша не всегда способен быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, но обладает большим уровнем устойчивости и сосредоточенности.
У подростка наблюдаются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое виды мышления, но преобладает наглядно-образное. У Александра слабо проявляются такие особенности мышления, как самостоятельность, широта, критичность, гибкость. Речь мальчика отличается выразительностью, но не достает логичности, образности, богатства в силу нехватки положительных примеров.
Ученик недостаточно осознает значимость учения, не выполняет требования учителей и ученического коллектива.
Эмоциональные состояния.
Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
Педагогические выводы и рекомендации.
Проблемой данного ученика является трудность в общении, причина которой – завышенная самооценка.
Психолого-педагогические рекомендации и мероприятия по выработке адекватной самооценки, предназначенные для классного руководителя, родителей, самого ученика:
- консультация у психолога;
- выработка критериев самооценки;
- научить применять эти критерии к разным конкретным ситуациям;
- повысить статус ребенка среди одноклассников с использованием его основного увлечения (спорт).
Студенткой Акиншиной Оксаной Викторовной по реализации намеченных психолого-педагогических воздействий было сделано следующее:
- достигнута договоренность со школьным психологом по поводу регулярных занятий с учеником Остапенко А.;
- привлечение Остапенко А. к организации и проведению внеклассного мероприятия, посвященного женскому дню 8 марта;
- использование знаний Остапенко А. о спорте на уроках в виде сообщений.
Так как выработка адекватной самооценки – процесс длительный, то эффективность проделанной работы увидеть сложно. Хотя по результатам последнего социометрического исследования Остапенко А. еще остался в категории непринятых, но сам он выделил трех одноклассников, с которыми хотел бы подружиться. Это доказывает эффективность работы с учеником.
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации.
В качестве испытуемых был взят 6й класс МОУ СОШ №4 с. Северного и отдельно Остапенко Александр.
«Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. (Приложение №2). Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов».[16]
Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интернальность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление к доминированию», 7 - «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными.
Методика может быть использована для изучения особенностей формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям, измерения школьной адаптации-дезадаптации, диагностика и изучение структуры эмоционально-поведенческих нарушений у трудных детей в условиях массовой школы.
Информация о работе Условия адаптации трудного подростка в обществе