Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа
Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6
1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6
1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе……….15
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка…………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35
Заключение………………………………………………………………….41
Библиография……………………..………………………………………….46
Приложение № 4.
| ||||
№ п/п | Показатели | Среднее | норма |
|
1. | Реактивная тревожность | 26 | 31-45 |
|
2. | Личностная тревожность | 28 | 31-45 |
|
|
|
|
|
|
Приложение №5.
Формами психического насилия являются:
- угрозы в адрес обучающегося;
- преднамеренная изоляция обучающегося;
- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
- оскорбление и унижение достоинства;
- необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
- постоянная негативная характеристика обучающегося;
- демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
(Комментарий к Закону РФ "Об образовании").
"Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации".
(Закон РФ "Об образовании", ст.56).
[1] Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
[2] ДербеневД.П. Социальная адаптация подростков// Социальный журнал. – 1997. - №1/2.
[3] Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.
[4] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Петровского А.В. – М., 1979.
[5] Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
[6] Голованова Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление. – М., 1998.
[7] ДербеневД.П. Социальная адаптация подростков// Социальный журнал. – 1997. - №1/2.
[8] Выготский Л.С. Проблемы возраста. – М., 1984.
[9] Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1997. С. 76.
[10] Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
[11] Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема//Социально-
[12] Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М., 1995.
[13] Горшкова Е.А. Влияние семейных конфликтов на отклоняющее поведение несовершеннолетних. М., 1980.
[14] Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
[15] Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Ретуш - СПб.:Союз, 1999.
[16] Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. // М., 1993.
[17] Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.
[18] Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Информация о работе Условия адаптации трудного подростка в обществе