Условия адаптации трудного подростка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Особенно этот процесс важен для подросткового возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор социально-психологической адаптации трудных детей……………………………………………………………………6
1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации………………………………………………………………………6
1.2. Особенности адаптации трудных подростков в обществе……….15
1.3. Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка…………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование личности трудного подростка…..29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемого…...…….29
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации….………….35
Заключение………………………………………………………………….41
Библиография……………………..………………………………………….46

Файлы: 1 файл

ВКР по педагогике.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

15. Кравцова М. М., Шевнина О. В. Курс выживания для школьного психолога. – М., 2006.

16. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

17. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М, просвещение, 1976.

18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. - Изд-во МГУ, 1972.

20. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема//Социально-педагогическая работа.-1999.-№1.

21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М.: Академия, 1999.

22. Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Ретуш. - СПб.:Союз, 1999.

23. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. - Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1998. 608 с.

24. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А. // СПб, 2001.Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

25. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М., 1995.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2 – М.,1989

27. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.

28. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М.: Знание, 1978.

29. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе, 1972.

30. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

 

 

 

 

 

Приложения.

 

Приложение №1.

Самооценка личности испытуемого (модификация методики Дембо).

Цель: определить уровень развития самооценки личности.

На бланке мы заранее начертили 5 линий-шкал, разделив каждую на 5 делений-чёрточек, обозначив каждую цифрами от 5 до 1 (сверху вниз). После инструкции испытуемый оценивает 5 качеств личности, обводя кружком необходимый ответ-оценку. Можно увеличить количество шкал (например: «общение», «воля» и др.)

Инструкция. Перед тобой 5 вертикальных линий, на каждой из которых есть 5 черточек-баллов. Вначале надо оценить твой «ум» по сравнению с «умом» одноклассников. Если ты всегда даёшь «умные», правильные ответы, обведи кружочком цифру «5». Если ты даёшь то «умные», то не очень «умные» ответы, обведи кружочком цифру «3». Если чаще всего ты даёшь не «умные» ответы, окружающие чаще всего считают тебя «глупым», то обведи цифру «1». Если же ты чаще даёшь «умные» советы, ответы, чем не «умные», то обведи кружочком цифру «4», а если даёшь чаще «глупые» советы, ответы, чем «умные», то обведи цифру «2».

Точно также оцени себя сам и по шкалам-линиям: «здоровье» («5» - очень редко болеешь; «1» - очень часто болеешь); «красота» («5» - все считают тебя красивым; «1» - все считают тебя некрасивым); «характер» («5» - всегда держишь слово, всегда доводишь задуманное до конца; «1» - очень редко доводишь задуманное до конца, всегда не держишь обещание); «счастье» («5» - всегда, постоянно счастлив; «1» - всегда несчастлив).

Изучение мотивов учебной деятельности.

Мотивы учения мы изучили с помощью анкеты. Перед началом анкетирования даётся инструкция: «Необходимо прочитать все пункты плана анкеты, а затем подчеркнуть 3 пункта, наиболее соответствующие вашим желаниям».

Содержание анкеты:

Учусь, так как на уроке интересно.

Учусь, т.к. заставляют родители.

Учусь, т.к. хочу больше знать.

Учусь, т.к. хочу принести пользу людям.

Учусь, т.к. хочу доставить радость родителям.

Учусь, т.к. не хочу отставать от одноклассников.

Учусь, т.к. не хочу подводить класс.

Учусь, т.к. в наше время нельзя быть неграмотным человеком.

Учусь, т.к. нравится учитель.

Учусь, т.к. без образования трудно найти хорошо оплачиваемую работу.

С помощью этой анкеты можно выявить доминирующие мотивы учения и сопоставить полученные данные с материалами других исследований, а также сделать выводы о возможных методах педагогического воздействия на личность для развития позитивных мотивов учения.

Интересы личности.

Цель: выявить интерес личности к изучаемым дисциплинам, на что он направлен, под воздействием каких факторов и когда возник, какое влияние оказывает на успеваемость.

Используем свои наблюдения, проводим беседу. Для уточнения и углубления сведений проводим анкетирование с помощью следующих вопросов:

а) Вы в этом учебном году изучаете (перечислить все изучаемые в данном классе (группе) учебные предметы). Подчеркните тот предмет, который вызывает наибольший интерес у вас.

б) Когда Вы заинтересовались этим предметом, и что этому способствовало (уроки, занятия в кружках, кино, телевидение, радиопередачи, чтение книг, газет, журналов; не знаю - подчеркнуть необходимое)

в) Что именно привлекает Вас в этом предмете (возможность познакомиться с литературой по интересующему вопросу; непосредственное участие в практической деятельности (ремонт механизмов, уход за растениями, животными, коллекционирование и прочее); выполнение творческих заданий и прочее - подчеркнуть необходимое).

Направленность личности воспитанника (моральные суждения).

Цель: выявить особенности моральных суждений личности, доминирующую направленность личности воспитанника.

Воспитанникам предлагается ответить на следующие вопросы, отражающие определённые психолого-педагогические ситуации и позволяющие испытуемому выбрать один из альтернативных вариантов («только для других» - положительная, общественная направленность; «только для себя» - отрицательная, индивидуалистическая направленность личности).

А) Идет контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что сделаешь?

Б) Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предложил списать у него. Как ты поступишь?

В) Во время перемены один из твоих знакомых, приятелей разбил окно. Ты случайно это видел. Приятель не хочет сознаваться. Назовёшь ли ты его имя учителю?

Г) Ты получил двойку и знаешь, если родители узнают об этом, то накажут тебя. Скажешь ли ты им о полученной двойке?

Д) Ты идёшь по школьной лестнице. Вдруг видишь листок, наклоняешься, берёшь его в руки, знакомишься с его содержанием. Это ответы на задания по контрольной работе, которая сегодня состоится в твоем классе. Видно, этот список нечаянно обронил учитель математики, спеша в класс. Как ты поступишь в данном случае? (Возьмешь лист и скроешь его, чтобы воспользоваться во время контрольной; честно сознаешься и скажешь, что случайно нашел листок с готовыми решениями, учителю; поделишься готовыми ответами с одноклассниками).

Самооценка психических эмоциональных состояний                      (по Айзенку Г.).

Цель: изучить уровень развития эмоциональных состояний: тревожности, фрустированности, агрессивности и ригидности.

Текст опросника:

1.      Я не чувствую в себе уверенности.

2.      Я часто из-за пустяков краснею.

3.      Мой сон очень беспокойный.

4.      Я легко впадаю в уныние, часто унываю.

5.      Я беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.

6.      Меня пугают трудности жизни.

7.      Я люблю копаться в своих недостатках.

8.      Меня легко убедить в чём угодно.

9.      Я очень мнительный человек (мне часто кажется, чудится).

10. Я с трудом переношу время любого ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я легко падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований прежде всего винить самого себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не научат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её ненужной и бесплодной (плетью обуха не перешибёшь).

16. Я часто чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Я чувствую растерянность перед трудностями жизни.

19. В трудные минуты жизни я иногда чувствую себя по-детски, хочу, чтобы меня кто-нибудь пожалел.

20. Я считаю недостатки моего характера неисправимыми.

21. Я оставляю в спорах за собой последнее слово.

22. В разговоре я нередко перебиваю собеседника.

23. Меня очень легко рассердить.

24. Я очень люблю делать замечания окружающим.

25. Я хочу быть авторитетом для всех окружающих.

26. Я не довольствуюсь малым, мне хочется наибольшего.

27. Когда я разгневаюсь, я очень плохо себя сдерживаю.

28. Я предпочитаю руководить, чем подчиняться.

29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция (особенно в споре).

30. Я - мстительный человек.

31. Мне трудно менять свои привычки.

32. Я с трудом переключаю своё внимание.

33. Я настороженно отношусь к новому, я боюсь нового.

34. Меня трудно переубедить в чём-нибудь.

35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы поскорее избавиться.

36. Я нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

38. Я нередко проявляю упрямство.

39. Я неохотно иду на риск, не люблю рисковать.

40. Я резко переживаю любые отклонения от принятого мною режима дня.

После завершения работы испытуемый сдаёт заполненную анкету (если тестируется класс, то анкета обязательно подписывается).

При обработке полученных данных используют следующую шкалу: 2 балла - «полностью согласен», «да»; 1 балл - «отчасти согласен» и 0 баллов - «нет, не согласен».

При подсчете ответов необходимо первые десять вопросов (1 - 10) использовать для определения уровня Т (тревожности), следующие десять вопросов (11 - 20) - для определения уровня развития Ф (фрустированности), вопросы 21 - 30 - для определения уровня развития А (агрессивности), и последние десять вопросов (31 - 40) - для выявления уровня развития Р (ригидности). При этом «низкий уровень развития» равен 1 - 5 баллам, «средний уровень развития» - 6 - 10 баллам, а «высокий уровень развития» равен 11 баллам и выше, что говорит о том, что состояние переходит в устойчивую черту характера, эмоциональное свойство личности испытуемого (соответственно: в устойчивую тревожность, фрустированность, агрессивность и ригидность).

Приложение №2.

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

 

Опросник.

1.      Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2.      Нет желания раскрываться перед другими.

3.      Во всем любит состязание, соревнование, борьбу,

4.      Предъявляет к себе высокие требования.

5.      Часто ругает себя за сделанное.

6.      Часто чувствует себя униженным.

7.      Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8.      Свои обещания выполняет всегда.

9.      Теплые, добрые отношения с окружающими.

10.  Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.

11.  В своих неудачах винит себя.

12.  Человек ответственный; на него можно положиться.

13.  Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14.  На многое смотрит глазами сверстников.

15.  Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16.  Собственных убеждений и правил не хватает.

17.  Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18.  Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19.  Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.

20.  Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21.  Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

Информация о работе Условия адаптации трудного подростка в обществе