Информация
о системе работы с семьей
и трудными детьми
Семейные
проблемы, безнадзорность, жестокое
обращение и безразличие к
детям со стороны родителей,
алкоголизм и наркомания, заключение
под стражу или госпитализация
- основные причины, по которым
проводится психологическая
работа в школе. Хотя ЦСПСД работает
с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего
влияния семьи, мы видим свою основную
задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные
отношения и вернуть ребенка в семью. Однако
такой благоприятный исход кризисной
ситуации возможен не всегда.
Базовым
процессом деятельности психологической
службы в школе определен процесс
социальной реабилитации несовершеннолетних,
который имеет цель преодоление
социальной дезадаптации детей и подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для этого в учреждении созданы хорошие
условия для обучения детей, в том числе
индивидуальным беседам. Осуществляя
меры по оздоровлению условий жизнедеятельности
детей в семье, школа совместно с отделом
по охране прав детства при исполкоме
Кукморского муниципального района
способствует восстановлению социального
статуса ребенка, укреплению его связей
с основными институтами социализации
(семья …), поддерживает усилия семей,
проявляющих готовность к преодолению
своей функциональной несостоятельности.
Общим
критерием неблагополучия семей,
где есть "трудные" дети, является
деформация или полное разрушение
их воспитательной функции. Среди
таких семей мы выделяем:
- Асоциальные
(криминальные).
- Педагогически
несостоятельные
- Конфликтные
- Другие
В большинстве
своем именно из таких семей
попадают в ПДН так называемые
"трудные" дети с девиантным
поведением, которое проявляется в различных
формах:
- Не принятие
социальных норм и правил
- Сквернословие
- Склонность
к бродяжничеству
- Употребление
алкогольных и наркотических веществ,
табакурение
- Совершение
правонарушений
- и т. д.
В работе
с "трудным" несовершеннолетним
и его семьей выделяем следующие
этапы.
- Диагностический
- Коррекционно-реабилитационный
- Постреабилитационный
На каждом
этапе осуществляется комплексный
подход:
- Социально-правовая
помощь
- Медицинская
- Психолого-педагогическая
Для
данной категории дел предметом
экспертного психологического исследования
являются:
- психологическая
оценка семейного конфликта и отношений
родителей (спорящих сторон в процессе);
- установление
других психологических обстоятельств,
а именно, оценка характера воздействия
на ребенка длительного конфликта и индивидуально-психологических
особенностей каждой из сторон;
- оценка привязанности
ребенка к родителям с учетом его возраста,
уровня психического развития и степени
включенности в семейный конфликт.
Особенно
важен первый этап.
На
основе диагностики составляются
программы реабилитации с ребенком,
заполняется социальный паспорт
семьи, в котором отражаются
основные сведения о семье.
Важным аспектом защиты интересов
детей, подвергающихся жестокому
обращению со стороны матерей,
является профилактика криминальных,
агрессивных поступков, совершаемых
в их отношении. Особую важность
представляет своевременная диагностика
и выявление предикторов агрессивного
поведения. Необходимо учитывать,
что специфика агрессивного поведения
женщин с психическими расстройствами
обусловлена как наличием у
них психопатологической симптоматики,
так и влиянием типичного для
женщин комплекса психогенно-травмирующих
переживаний с особой значимостью
личных и внутрисемейных проблем.
На
основании полученных сведений
принимается решение о возможности
возвращения несовершеннолетнего
в семью. Одновременно осуществляется
и психолого-педагогическая, медицинская
диагностика. Как правило, у
таких детей наблюдаются отклонения
в психоэмоциональной сфере, внешняя
агрессивность, тревожность. Психологическая
диагностика позволяет понять причины
возникновения проблем, трудностей воспитания,
обучения, отклоняющихся форм поведения.
Важная
роль в системе работы с
трудными детьми и семьей принадлежит
второму этапу - оказанию помощи
семье и реабилитация трудных
детей и подростков.
Однако,
трудновоспитуемость детей и подростков
проявляется не только в плохом поведении,
агрессивности, побегах и мелких правонарушениях,
но и социальных пороках, таких как наркомания,
табакокурение, алкоголизм и т.д.
Поэтому,
с целью профилактики таких
состояний среди учащихся ведется
работа по следующим направлениям:
- Наркомания.
- Совместная
работа врачей-педиатров со специалистами
подросткового наркодиспансера
- Совместная
работа специалистов ЦСПСД, КЦРБ (врачом-наркологом,
психологом, валеологом, социологом) по
выявлению зависимых детей и их дальнейшей
госпитализации
Врачом-наркологом
проводятся обследования несовершеннолетних,
консультации специалистов СРЦ
и воспитанников, профилактические
беседы и лекции с несовершеннолетними.
Психологом, социологом, валеологом - групповые
и индивидуальные занятия с несовершеннолетними,
с последующим лечением, семинары, тренинги.
К
этим обстоятельствам следует отнести
оценку:
- особенностей
индивидуально-психологических свойств
и поведения родителей, оказывающих влияние
на психическое состояние и развитие детей;
- особенностей
психического состояния (психические
расстройства и психические недостатки),
оказывающие влияние на психическое состояние
и развитие детей;
- привязанности
ребенка к родителям с учетом его возраста
и психического развития;
- особенностей
психического состояния и возрастного
психологического развития ребенка до
семейного конфликта и в связи с его динамикой.
Важную роль
в социально-психологической реабилитации
" трудных" учащихся и формирования
у них необходимых качеств
личности играет включение их
в различные виды трудовой
деятельности. В школе созданы
условия для привития детям
жизненно необходимых трудовых
навыков; организованы столярная
и швейная мастерские. К работе
с детьми привлекаются профессиональные
училища, служба занятости, предприятия
различных форм собственности
с целью организации профессиональной
ориентации и подготовки подростков,
расширения сферы их трудовой
деятельности.
Работа
с семьей и трудными подростками направлена
на предупреждение девиантного поведения
несовершеннолетних. Это - определение
факторов "риска", выявление детей
и семей категории "риска", нуждающихся
в помощи ЦСПСД, ПДН, ЦРБ.
Такая
работа предполагает повышение
адаптивных возможностей детей
и подростков, ослабление и ликвидация
напряженных конфликтных отношений
в семье, поддерживающая работа
с семьей. По возможности, изменение
внутрисемейной ситуации.
Профилактическая
работа с трудными подростками
и их семьями осуществляется
через:
- Оказание
экстренной социальной помощи несовершеннолетним
в условиях дневного и круглосуточного
пребывания
- Консультативная
помощь:
- широкому
кругу населения (детям и родителям);
- родителям
несовершеннолетни.
- Организация
мероприятий:
- по профилактике
асоциальности детей и правонарушений;
- профилактика
табакокурения, наркомании, алкоголизма;
- необучаемости
несовершеннолетних СРЦ
Большие надежды
в дальнейшей работе с семьей,
постреабилитационной защите ребенка,
возвращенного в семью возлагаются на
ЦСПСД.