Информация о системе работы с семьей и трудными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:18, отчет по практике

Краткое описание

Семейные проблемы, безнадзорность, жестокое обращение и безразличие к детям со стороны родителей, алкоголизм и наркомания, заключение под стражу или госпитализация - основные причины, по которым проводится психологическая работа в школе. Хотя ЦСПСД работает с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего влияния семьи, мы видим свою основную задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные отношения и вернуть ребенка в семью. Однако такой благоприятный исход кризисной ситуации возможен не всегда.

Файлы: 1 файл

Информация.docx

— 18.60 Кб (Скачать)

Информация 
о системе работы с семьей и трудными детьми  

 Семейные  проблемы, безнадзорность, жестокое  обращение и безразличие к  детям со стороны родителей,  алкоголизм и наркомания, заключение  под стражу или госпитализация - основные причины, по которым  проводится психологическая   работа в школе.    Хотя ЦСПСД работает с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего влияния семьи, мы видим свою основную задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные отношения и вернуть ребенка в семью. Однако такой благоприятный исход кризисной ситуации возможен не всегда.   

 Базовым  процессом деятельности психологической  службы в школе определен процесс  социальной реабилитации несовершеннолетних, который имеет цель преодоление  социальной дезадаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении созданы хорошие условия для обучения детей, в том числе индивидуальным беседам. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, школа совместно с отделом по охране прав детства при исполкоме Кукморского муниципального района  способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации (семья …), поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.   

 Общим  критерием неблагополучия семей,  где есть "трудные" дети, является  деформация или полное разрушение  их воспитательной функции. Среди  таких семей мы выделяем:

  • Асоциальные (криминальные). 
  • Педагогически несостоятельные
  • Конфликтные
  • Другие
 

   В большинстве  своем именно из таких семей  попадают в ПДН так называемые "трудные" дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах:

  • Не принятие социальных норм и правил
  • Сквернословие
  • Склонность к бродяжничеству
  • Употребление алкогольных и наркотических веществ, табакурение
  • Совершение правонарушений
  • и т. д.
 

   В работе  с "трудным" несовершеннолетним  и его семьей выделяем следующие  этапы. 

  1. Диагностический
  2. Коррекционно-реабилитационный
  3. Постреабилитационный
 

   На каждом  этапе осуществляется комплексный  подход:

  • Социально-правовая помощь
  • Медицинская
  • Психолого-педагогическая

     Для данной категории дел предметом  экспертного психологического исследования являются:

  • психологическая оценка семейного конфликта и отношений родителей (спорящих сторон в процессе);
  • установление других психологических обстоятельств, а именно, оценка характера воздействия на ребенка длительного конфликта и индивидуально-психологических особенностей каждой из сторон;
  • оценка привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста, уровня психического развития и степени включенности в семейный конфликт.

Особенно  важен первый этап.   

 На  основе диагностики составляются  программы реабилитации с ребенком, заполняется социальный паспорт  семьи, в котором отражаются  основные сведения о семье.  Важным аспектом защиты интересов  детей, подвергающихся жестокому  обращению со стороны матерей,  является профилактика криминальных, агрессивных поступков, совершаемых  в их отношении. Особую важность  представляет своевременная диагностика  и выявление предикторов агрессивного  поведения. Необходимо учитывать,  что специфика агрессивного поведения  женщин с психическими расстройствами  обусловлена как наличием у  них психопатологической симптоматики, так и влиянием типичного для  женщин комплекса психогенно-травмирующих  переживаний с особой значимостью  личных и внутрисемейных проблем.    

 На  основании полученных сведений  принимается решение о возможности  возвращения несовершеннолетнего  в семью. Одновременно осуществляется  и психолого-педагогическая, медицинская  диагностика. Как правило, у  таких детей наблюдаются отклонения  в психоэмоциональной сфере, внешняя агрессивность, тревожность. Психологическая диагностика позволяет понять причины возникновения проблем, трудностей воспитания, обучения, отклоняющихся форм поведения.   

 Важная  роль в системе работы с  трудными детьми и семьей принадлежит  второму этапу - оказанию помощи  семье и реабилитация трудных  детей и подростков.   

 Однако, трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в плохом поведении, агрессивности, побегах и мелких правонарушениях, но и социальных пороках, таких как наркомания, табакокурение, алкоголизм и т.д.   

 Поэтому,  с целью профилактики таких  состояний среди учащихся ведется  работа по следующим направлениям:

  • Наркомания.
  • Совместная работа врачей-педиатров со специалистами подросткового наркодиспансера
  • Совместная работа специалистов ЦСПСД, КЦРБ  (врачом-наркологом, психологом, валеологом, социологом) по выявлению зависимых детей и их дальнейшей госпитализации
 

   Врачом-наркологом  проводятся обследования несовершеннолетних, консультации специалистов СРЦ  и воспитанников, профилактические  беседы и лекции с несовершеннолетними.  Психологом, социологом, валеологом - групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетними, с последующим лечением, семинары, тренинги.

     К этим обстоятельствам следует отнести  оценку:

  • особенностей индивидуально-психологических свойств и поведения родителей, оказывающих влияние на психическое состояние и развитие детей;
  • особенностей психического состояния (психические расстройства и психические недостатки), оказывающие влияние на психическое состояние и развитие детей;
  • привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста и психического развития;
  • особенностей психического состояния и возрастного психологического развития ребенка до семейного конфликта и в связи с его динамикой.
 

     Важную роль  в социально-психологической реабилитации " трудных" учащихся и формирования  у них необходимых качеств  личности играет включение их  в различные виды трудовой  деятельности. В школе созданы  условия для привития детям  жизненно необходимых трудовых  навыков; организованы столярная  и швейная мастерские. К работе  с детьми привлекаются профессиональные  училища, служба занятости, предприятия  различных форм собственности  с целью организации профессиональной  ориентации и подготовки подростков, расширения сферы их трудовой  деятельности.       

    Работа с семьей и трудными подростками направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних. Это - определение факторов "риска", выявление детей и семей категории "риска", нуждающихся в помощи ЦСПСД, ПДН, ЦРБ.     

 Такая  работа предполагает повышение  адаптивных возможностей детей  и подростков, ослабление и ликвидация  напряженных конфликтных отношений  в семье, поддерживающая работа  с семьей. По возможности, изменение  внутрисемейной ситуации.   

 Профилактическая  работа с трудными подростками  и их семьями осуществляется  через:

  • Оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним в условиях дневного и круглосуточного пребывания
  • Консультативная помощь:
  • широкому кругу населения (детям и родителям);
  • родителям несовершеннолетни.
  • Организация мероприятий:
  • по профилактике асоциальности детей и правонарушений;
  • профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма;
  • необучаемости несовершеннолетних СРЦ
 

   Большие надежды  в дальнейшей работе с семьей, постреабилитационной защите ребенка, возвращенного в семью возлагаются на ЦСПСД.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Информация о системе работы с семьей и трудными детьми