Сущность взаимоотношений детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Цель работы :
- Определить психологические особенности личности ребенка среднего дошкольного возраста;
- Дать понятие взаимоотношения детей и выявить значение детских взаимоотношений для развития личности ребенка;

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

Женский педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему:

Сущность взаимоотношений  детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: студент 1 курса

Мухамедгалиева Анель

 

 

 

Алмата, 2013

Тема: «Сущность взаимоотношений детей 3-5 лет в дошкольном учреждении»

ВВЕДЕНИЕ

1. Психологические особенности  личности дошкольника, значение  взаимоотношений со сверстниками  для развития личностных качеств

2. Разнообразие и особенности  детских взаимоотношений в средней  группе детского сада

Заключение

Литература

 

Цель работы :

- Определить психологические  особенности личности ребенка  среднего дошкольного возраста;

- Дать понятие взаимоотношения  детей и выявить значение детских  взаимоотношений для развития  личности ребенка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.

В детском саду мы должны прививать детям чувство любви  к Родине; коллективизм, уважение к  старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности  за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в  системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный  период в воспитании. Он является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое  условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую  роль в жизни дошкольника. Оно  является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений  детей.

1 Психологические  особенности личности дошкольника,  значение взаимоотношений со  сверстниками для развития личностных  качеств 

Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо  называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают этих детей с младшими дошкольниками.

Уровень психического развития 4-5-летних детей в настоящее время  считается последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. В  этой связи чрезвычайно важно  определить особенности психологического развития ребенка именно на этом этапе  возрастного развития, когда уже  складываются многие познавательные способности  и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными. Именно поэтому внимание к особенностям развития в 5-летнем возрасте может способствовать более  эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе, как  в дошкольном учреждении, так и  в семье.

Возраст 5 лет является хронологической  границей перехода от младшего дошкольного  возраста к старшему. В научной психологической литературе неоднократно отмечались существенные изменения в психическом развитии ребенка. По словам Л.С.Выготского, в этом возрасте мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действием. В общих чертах суть этих изменений можно определить как становление внутреннего плана действия, который определяет внешнее поведение ребенка. Начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Эти изменения находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Внимание и  восприятие. Установлено, что большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве, продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, операциям, действиям. Это объясняется доминирующей деятельностью нервной сигнальной системы, которая проявляется в том, что они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова. Восприятие детей среднего дошкольного возраста имеет малую дифференцированность. В силу этого они не точно различают сходные объекты, не могут разобраться в деталях, воспринимают движение или действие в целом, в самых общих чертах и еще менее дифференцированно его воспроизводят.

Что касается внимание ребенка, то на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок  бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода  ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок  и т. п.

 

Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники среднего возраста эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.

Эгоцентризм накладывает  отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с  другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии  не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о  чем и ребенок.

5 лет – возраст, который  характеризуется наиболее интенсивным  общением: закладываются основы  межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные  способности. Именно они позволяют  налаживать отношения со сверстниками  и самостоятельно разрешать возникающие  проблемы.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. Остальные – производные.

Группа детского сада для  ребенка – источник различных  переживаний, как положительных, так  и отрицательных. В группе усваиваются  навыки социального поведения и  нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных  видах совместной деятельности –  игровой, трудовой, изобразительной  и др.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать  на нее. Проявляясь в поведении, они  информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или  огорчает его. Особенно это актуально  в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как  ребенок растет, его эмоциональный  мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной  гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует  и грустит. Меняется и внешнее  проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и  от голода.

В дошкольном возрасте ребенок  усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших  оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок  овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Средний  дошкольник в отличие от двухлетнего  ребенка уже может не показывать страх или слезы. Он научается  не только в значительной степени  управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники все  еще остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые  они испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом  состоянии, благополучии, возможных  перспективах развития.

Информацию о степени  эмоционального благополучия ребенка  дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка  характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи  опущены, выражение лица грустное или  индифферентное. В таких случаях  возникают проблемы в общении  и установлении контакта. Ребенок  часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много  времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой  ребенок подавлен, не инициативен, с  трудом входит в контакт. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок  теряет уверенность в себе и в  своих собственных силах, он постоянно  боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что–нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Светофором отрицательного эмоционального состояния ребенка  является жалоба. В ней выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки. При всем многообразии детских жалоб в них есть нечто общее. Жалоба — это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев — о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.

Жалоба дошкольника взрослому  — это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению  с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих  трудностях и невзгодах, прежде всего  в сфере отношений с окружающими  людьми. Жалуясь взрослому, ребенок  ищет у него сочувствия, сопереживания  и помощи.

Психологическая природа  жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому. Если в них выражается тяжелое  переживание ситуации, которую ребенок  сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием  и поддержкой; если эти переживания  связаны со взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослым дошкольник постигает нормы нравственности и морали, то оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли. В других — следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам».

В-третьих — помочь организовать взаимодействие со сверстниками. Во всех случаях участие взрослого поможет  ребенку овладевать нормами взаимоотношений  с окружающими людьми. Но так как  содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к  ним должно варьироваться в соответствии с их характером.

Возраст 5 лет характеризуется  взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет  сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а  не в одиночку. Главным содержанием  их общения становится совместная игровая  деятельность. Дети пристально и ревниво  наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность  в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется  конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется  коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Рассмотрим подробнее  сущность и особенности взаимоотношений  дошкольника среднего возраста со сверстниками.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности  группы детского сада и межличностных  отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных  детей – все это представляет исключительный интерес. Эта проблема, смыкаясь с проблемой “личность  в системе коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения, с каждым годом привлекает все  большее внимание отечественных  и зарубежных исследователей

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы  все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых  методических средств, применяемых  на современном этапе социально-психологической  наукой.

Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально  психологические исследования групп  детского сада начали в 30-х годах  Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов отечественная психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.

Информация о работе Сущность взаимоотношений детей 3-5 лет в дошкольном учреждении