Сущность взаимоотношений детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Цель работы :
- Определить психологические особенности личности ребенка среднего дошкольного возраста;
- Дать понятие взаимоотношения детей и выявить значение детских взаимоотношений для развития личности ребенка;

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

Как известно, потребность  ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем  его потребность в общении  со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Так в своих работах  американский психолог Шибутани Т., развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только “группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки”. Шибутани Т. высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.

А по определению известного педагога Усовой А.П., дошкольная группа – это первое своеобразное детское  общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют  возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

Средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей  со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения  и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди  них немаловажную роль играют как  гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе.

При исследовании системы  взаимоотношений в группе детского сада они Исследование прогрессивных  психологов показывают, что положение  ребенка в группе сверстников  не является постоянным, а может  меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения “непопулярного”  ребенка может способствовать не только улучшению “микроклимата” вокруг него с помощью положительных  оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны. Педагогические и психологические  исследования показывают, какую большую  роль на формирование отношения детей  друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и  школой взаимоотношения людей. Образ  жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также  накладывают определенный отпечаток  на взаимоотношения детей. Массовое обследование дошкольного воспитания, показало, что в сельских и районных детских садах, где часто дети встречаются и после возвращения  из детского сада, а также в группах  с интернатным пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе были выше. Избирательность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.

По отношению к детям  отношения и взаимоотношения  тоже проявляются. Они рождаются  между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и  т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий  диапазон взаимоотношений. Практика в  детском саду показывает, отношения  детей в средней группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению”  ребенка из коллектива. Конфликтные  взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и  полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения  отрицательное эмоциональное настроение часто приводит к появлению неуверенности  в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в  поведении.

В этой связи возникает  необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно  было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

2. Разнообразие  и особенности детских взаимоотношений  в средней группе детского  сада 

В настоящее время в  теории и практике педагогической психологии все большее значение придается  детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями  за общее дело. В ней имеет место  распределение обязанностей, согласованность  действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников  или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Способы сотрудничества формируются  у детей постепенно. Вначале совместной деятельности дети выполняют несложные  задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий  итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями  являются такие, которые ставят перед  детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности  друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных  сапожек, скатерти – самобранки. При  такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие  элементы узора они включают и  где их разместят.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются  достаточно устойчивыми, если разъяснения  воспитателя о нормах поведения  и отношения к сверстникам  сразу реализовывались детьми в  собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а  также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических  процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.[25, c.24]

Детские взаимоотношения  кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой  деятельности (в дидактических, сюжетно  – ролевых играх и играх  подвижного характера).

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения  между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В  такой игре наиболее интенсивно формируются  психические качества и особенности  личности ребенка.

В ролевой игре ребенок  не обучается жить, а живет своей  истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно  подчеркнул известный исследователь  детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым ребенок  будет способен в реальном поведении  лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением  эмоционального порыва, который сразу  был реализован в действии этого  поступка.

Ролевая игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок  начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного  мышления. Ученые считают, что детские  игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем  автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Кроме игр и занятий  существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Особенности детских взаимоотношений  в группе детского сада обусловлены  также генезисом половой роли ребенка. Рождаясь, люди женского и  мужского пола сразу попадают в сложившуюся  систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

Психологи предполагают, что  особенности взаимоотношения детей  в средней группе детского сада, обусловленные гендерными признаками, следующие:

1. Мальчики в любом  возрасте имеют позитивное отношение  к представителям обоих полов.

2. Девочки в любом возрасте  имеют позитивное отношение к  представительницам своего пола  и негативное к представителям  противоположного пола.

3. Мальчики 4-5 лет более  высоко оценивают своих сверстников  по таким шкалам, как доброта,  послушание.

4. Девочки 4-5 лет оценивают  своих сверстников по шкале  смелость.

5. Мальчиками 4-5 лет родовые  супружеские и родительские понятия  осваиваются успешнее, чем девочками.

Мальчики 4-5 лет выбирают для описания детей своего пола в 93,3% случаев темные цвета и лишь в 6,6% —светлые, тогда как для описания девочек в 100% случаев выбирают светлые  цвета. В выборке девочек 4-5 лет  получены прямо противоположные  результаты. В 93,3% случаев они присваивают  детям своего пола светлые цвета  и лишь в 6,6%- темные. Для описания мальчиков в 100% случаев выбираются темные цвета. Таким образом, и мальчики, и девочки 4-5 лет имеют позитивное отношение к представительницам женского пола и негативное к представителям мужского пола.

Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей  и воспитателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослым негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок.

Заключение:

Таким образом, можно сделать  вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

С одной стороны, дошкольники  в первую очередь оценивают своих  сверстников по параметрам маскулинности и феминности. С другой стороны, они стремятся вести себя в соответствии с тендерными представлениями, поскольку такое поведение не только одобряется родителями, но и обеспечивает успех у сверстников обоих полов. Вместе с тем, в среднем возрасте у детей активно проявляются соревновательные мотивы, что приводит к появлению в поведении девочек маскулинных особенностей.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1983

2. Воспитание детей в старшей группе  детского сада Пособие   для   воспитателя   дет. сада /В. В.   Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. — М.: Просвещение, 1984

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

5. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого- педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998


Информация о работе Сущность взаимоотношений детей 3-5 лет в дошкольном учреждении