Структура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего речевая деятельность),

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 735.00 Кб (Скачать)

Казанский Государственный Технологический  Университет 
 
 
 

Контрольная работа

по  предмету

«Психологические основы общения» 

Тема 8: “Структура общения”. 
 
 
 
 
 

                      Работу  выполнила

                      Студентка 2 курса

                      Заочного  отделения 

                      Группы  № 3173-13

                      Гринева К.А.

                      Шифр  №307788 
                       
                       

Казань 2009 год 

  Контрольная работа

  по  предмету

  «Психологические  основы общения»

  Тема 8: Структура общения.

  Общение является одним из важнейших понятий  в психологии. Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего речевая деятельность),

  и относительно нее отыскиваются все  элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и  пр. Широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом

  достижений  исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей. Таким  образом, объединив все точки  зрения, можно дать одно главное определения термина общение. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

        Естественно, что каждый ряд  отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому.

  Исследования  психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций. С давних времен главным инструментом общения людей является слово. Тот, кто в совершенстве овладел навыками в процессе общения, получает возможность жить по принципу "пришел, увидел, уговорил".

  Субъектами  общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения  становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

  Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс. Под непосредствен-ным общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты "к" и "от"), временные (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. Темп речи, громкость, изменения высоты и темпа окраски голоса - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно понять и правильно воспринять партнера по общению.

  Опосредованное общение же может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

   Учитывая сложность  общения, необходимо каким-то образом  обозначить его структуру, чтобы  затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Правильней характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Визуально структура общения выглядят так:

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

  Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

  Перцептивная  сторона общения означает процесс  восприятия и познания друг друга  партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

  Рассмотрим  каждую структуру по отдельности.

  1. Коммуникативная сторона общения.

  Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

  Барьеры при коммуникации могут носить выраженный психологический характер. Они могут  возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название "некоммуникабельность"), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

  Сама  по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная  и констатирующая. Побудительная  информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы  стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

  Констатирующая  информация выступает в форме  сообщения, она имеет место в  различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

  Передача  любой информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые  используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

  Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

        При помощи речи осуществляются  кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе  говорения кодирует, а реципиент  в процессе слушания декодирует  эту информацию. Термины "говорение"  и "слушание" введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

        Последовательность действий говорящего  и слушающего исследована достаточно  подробно. С точки зрения передачи  и восприятия смысла сообщения  схема К - С - Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) асимметрична.

  Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как "говорящий" сначала  имеет определенный замысел, а затем  воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

        Точность понимания слушающим  смысла высказывания может стать  очевидной для коммуникатора  лишь тогда, когда произойдет  смена "коммуникативных ролей" (условный термин, обозначающий "говорящего" и "слушающего"), т.е. когда  реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

  Посредством речи не просто "движется информация", но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют  друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.

  Совокупность  определенных мер, направленных на повышение  эффективности речевого воздействия, получила название "убеждающей коммуникации", на основе которой разрабатывается  так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена "матрица убеждающей коммуникации", которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

  1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

  2) Что? (передается) - Сообщение (текст)

  3) Как? (осуществляется передача) - Канал

  4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

  5) С каким эффектом? – Эффективность.

  Естественно, что содержание каждой из этих позиций  задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

  Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

  Другой  вид коммуникации - невербальная коммуникация – включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвис-тическую, 3) Проксемика (организацию пространства и времени коммуникативного процесса), 4) визуальный контакт.

        Оптико-кинетическая система знаков  включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Значимость оптико-кинетической  системы знаков в коммуникации  настолько велика, что в настоящее  время выделилась особая область  исследований – кинесика. Так,  например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 20, мексиканцы - 180).

Информация о работе Структура общения