Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:16, контрольная работа
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
1. Структура общения
3
2. Коммуникативные проблемы межгруппового общения
5
Список используемой литературы
9
Содержание
1. Структура общения |
3 |
2. Коммуникативные проблемы межгруппового общения |
5 |
Список используемой литературы |
9 |
1. Структура общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Будучи органически связанным и с жизнью общества в целом, и с непосредственными контактами людей, и с внутренней духовной жизнью человека, общение многообразно по своим функциям, основные из которых являются:
Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя». Именно в процессе общения возникли в далеком прошлом человечества — а каждый ребенок проходит этот путь в своем онтогенезе — феномены, которые делают индивида социальным не в примитивно-стадном, а в истинном смысле этого слова. Это сознание и речь.
Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль. Генетические корни общения, прежде всего знаковых, речевых форм, — в совместной практической деятельности. Общение — важнейшее условие успеха такой деятельности. Видимо, генетически это первая функция общения, несомненно, высоко ценимая людьми.
Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования. Общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослым. Как отмечал Д. Б. Эльконин, ребенок — это всегда два человека — он и взрослый. Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.
Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста. «Подтверждение «я» со стороны другого и постоянная потребность в нем — это и есть те факторы, которые делают человеческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания» — это мнение П. Вацлавика и его коллег.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона - организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Коммуникация
в узком смысле слова-в ходе совместной
деятельности люди обмениваются между
собой различными представлениями,
идеями и др. Первоначально это
процесс был включен в
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона). В ходе совместной деятельности участникам не только важно обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда ее носителем будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, фиксируется не только обмен информацией, но и организуются совместные действия, позволяющие группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.
Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
2. Коммуникативные проблемы межгруппового общения
Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.
Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего - межгрупповой агрессии - представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон и У. Макдугалл. Однако регулярные эмпирические (в том числе - экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между тем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета социальной психологии, Б.Ф. Поршнев отмечает, что социальная психология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной единицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, а отношения между общностями.
Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).
Одним из первых ученых, обративших внимание
на психологические закономерности
отношений между группами, был
У.Самнер, описавший феномен
Этноцентризм — это свойство
сознания этнической группы, связанное
с преувеличением положительно оцениваемых
характеристик собственной
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Внутригрупповая пристрастность заключается в тенденции благосклонного отношения к собственной группе, что способствует противопоставлению «мы» — группа людей, объединенная чувством общей идентичности по разным признакам (раса, пол, религиозная, профессиональная принадлежность, образование, место жительства и т.д.), и «они» — группа, которую люди воспринимают как непохожую на их собственную и обособленную от нее.
Г.Адорно показал, что враждебное отношение
к представителям других этнических
групп связано с определенным
набором психологических
М.Шериф в полевых
Экспериментальные исследования феномена
внутригруппового фаворитизма (тенденции
оказывать предпочтение своей группе
в противовес интересам другой),
проведенные Г.Тэджфелом и Д.
Теория социальной идентичности Г.Тэджфела
и Д.Тернера объясняет феномены
внутригруппового фаворитизма и
внешнегрупповой дискриминации (тенденции
к установлению различий в оценках
«своей» и «чужой» группы, как
правило, в пользу «своей» группы)
как результат серии
Социальная категоризация —
это когнитивный процесс
Социальная идентификация —
это процесс отнесения
Социальное сравнение — это
процесс соотнесения
Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
Список используемой литературы
1. Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений. - М., 2010
2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 2009
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2011
4. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 2012
5. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2009