Функции и структура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, реферат

Краткое описание

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….
1.Структура общения……………………………………………………
2.Функции общения……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………....

Файлы: 1 файл

Психология Функции и структура общения.docx

— 19.38 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….

1.Структура общения……………………………………………………

2.Функции общения……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………....

Введение

      Проблема общения  традиционно находится в центре  внимания отечественных социальных  психологов в связи ее значимостью  во всех сферах жизнедеятельности  человека и социальных групп.  Человек без общения не может  жить среди людей, развиваться  и творить. Существование и  развитие социальных групп также  тесно связано с общением. В  широком смысле общение представляет  собой совокупность совершенно различных связей между людьми.

Общение – это одна из сфер человеческой жизни. виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например, техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные  отношения. общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми. Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

1.Структура общения

К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место  не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между  двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при  этом выработать общий смысл. А это  возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и  осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации  и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение  – имеет место в различных  образовательных системах).

Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим  образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования  знаковых систем. Самое простое деление  коммуникации – на вербальную и  невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

 

КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор

ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?              –  Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические  (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).

Жест – это движение рук или  кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика – это  движение мышц лица; пантомимика –  совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и

спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4)  Визуальный контакт (визуалика – это контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения. Это  характеристика тех компонентов  общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, порождается  самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

 

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

                                        2.Функции общения

       Общение всегда  рассматривалось как полифункциональный  процесс. Вот далеко не полный  перечень функций общения, которые  определены по различным критериям:  эмоциональная, информационная. Социализирующая, связующая, самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др. Ели же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

         1. Психологические  функции обусловливают развитие  человека как индивида и личности. В условиях общения многие  психические процессы протекают  иначе, чем в условиях изолированной  индивидуальной деятельности. Общение  стимулирует развитие мыслительных  процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

         2. Социальные  функции детерминируют  развитие  общества как социальной системы  и развитие групп как составных  единиц этой системы. Интеграция  общества возможна только при  условии наличия общения во  всех его видах, типах и формах.

         3. Инструментальные  функции определяют связи между  человеком и миром в самом  широком смысле слова; между  различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

         Концептуальная  идея такого деления функций  лежит в представлении о взаимосвязи  человека с обществом и миром  в соответствии с простой моделью  отношений: человек – деятельность  – общество. Естественно классификаций  и типологий функций общения  может быть сколько угодно, в  зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на  функции общения определен предметом  социальной психологии.

         Инструментальная  функция общения представляет  особый интерес, поскольку она  связана с общением человека  не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями  окружающего мира, таким как, например, природа. Несмотря на то, что  общение мы рассматриваем как  специфический социальный феномен,  применение данного понятия для  обозначения контакта с природой  вполне уместно. Здесь происходит  своеобразный обмен информацией  на уровнях, которые являются  малоизученными в современной  науке и исследование которых  не входит в предмет  социальной  психологии. Однако отношения человека  с миром определяют развитие  его наблюдательности, любознательности и любопытства – качества, которые А.Ф. Лазурский выделял как основные при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми.

Заключение

         Роль и  интенсивность общения в современном  обществе постоянно возрастают. Это связано с рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией.     

         Многие  средства массовой коммуникации  создают иллюзию общения. Работа  за компьютером или просмотр  вечерних телевизионных программ  способствуют развитию ощущения  взаимодействия с другими. Так,  например, социологи определили, что  средний городской современный  человек проводит у телевизора  около 5 часов в день. Это весьма  опасная тенденция. Поскольку  у субъекта, смотрящего интересную  для него информационную программу,  создается иллюзия присутствия  другого человека и общения  с ним. Но на самом деле  никакого общения не происходит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.  Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающем его миром – одна из особенностей современного общения.

         Таким образом,  поверхностные, неглубокие, принудительные  контакты между людьми при  их многообразии, увеличение доли  мнимого общения, а также преобладание  доминирующего массового и опосредованного  общения снижает его качество  повсеместно. Но чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми и, в-третьих, возможностями саморазвития личности.


Информация о работе Функции и структура общения