Структура и функции общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

Оглавление

1. Общение, его структура и функции
2. Условия эффективного взаимодействия
3. Роль невербальных средств в общении
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Структура и функции общения.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Структура и функции общения

Содержание

 

1. Общение, его структура и  функции

2. Условия эффективного взаимодействия

3. Роль невербальных средств  в общении

Список использованной литературы

 

1. Общение, его структура и  функции

 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационным или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

Содержанием общения может стать  информация о состоянии внешней  среды, передаваемая от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью  общения может быть побуждение другого  живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей общения  увеличивается. В них помимо перечисленных  выше включаются передача и получение  объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Не менее существенны отличия  средств общения. Последние можно  определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи её от одного живого существа к другому. Например, информация может  передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и  т.п. информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; лазерная и иные формы записей).

В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно разделить  на несколько видов. По содержанию оно  может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное ( обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Функции общения. Признание самодостаточности и самоценности общения предполагает более широкий взгляд на функции общения, предполагающий не только обеспечение деятельности, но как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

В связи с этим можно выделить восемь функций (целей) общения:

1) контактная, цель, которой – установление  контакта как состояния обоюдной  готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2) информационный обмен сообщениями,  т.е. прием – передача каких-либо  сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами,  решениями и т.д.;

3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4) координационная – взаимное  ориентирование и согласование  действий при организации совместной  деятельности;

5) понимание – не только адекватное  восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний и т.д.)

6) эмотивное возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний  ("обмен эмоциями"), а также  изменение с его помощью собственных  переживаний и состояний;

7) установление отношений – осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния – изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений и т.д.

Структура общения. Учитывая сложность  общения, необходимо каким-то образом  обозначить его структуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытие в каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику.

Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

2. Условия эффективного взаимодействия

 

Межличностные отношения – это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми. В их основе лежат  разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих людей и их психологические особенности.

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются  в его контексте.

Термин "взаимодействие" в социальной психологии используется в двух смыслах. Во–первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во – вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в процессе социальной активности. В процессе общения как взаимодействия (вербальном, невербальном, физическом) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнений действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Социальное  взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе принятых в обществе социальных норм, образцов поведения, обычаев и традиций. В связи с тем, как оценивается поведение индивидов в соответствии с нормативной структурой общественной жизни, оно может получить одобрение или неодобрение (поощрение, порицание, принуждение, наказания).

В социальной психологии существует ряд  подходов интерпретации взаимодействия. Отличительная особенность западных концепций состоит в том, что  процесс рассмотрения взаимодействия отрывается от того широкого социального фона, на котором он протекает. Преодолеть этот недостаток пытаются отечественные социальные психологи, рассматривая взаимодействие как форму организации какой-то конкретной деятельности.

Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности её цель может существовать не на уровне отдельных действий, а на уровне лишь деятельности как таковой, в социальной психологии смысл рассмотрения взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретной формой такого включения взаимодействий в контекст деятельности и является рассмотрение их как формы организации деятельности.

Конкретным  содержанием всех этих форм должно быть определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками  в единый процесс деятельности. Определить эти вклады можно лишь при условии, что будут выявлены все многообразные модели построения совместной деятельности. Одна из схем предлагает, например, выделять три её возможные формы или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо от других – "совместно-индивидуальная деятельность" (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – "совместно-последовательная деятельность" (пример – конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример – спортивные команды, часто научные коллективы или конструкторские бюро). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

Механизм  взаимодействия. Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому как в случае анализа  коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между коммуникантами, здесь необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. Общественные отношения "даны" во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также "даны" во взаимодействии: они определяют как тот тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это соперничество или сотрудничество), так и степень выраженности этого типа взаимодействия (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).

Присущая системе межличностных  отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров по общению, определенным образом "окрашивает" взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях "плохих" межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно "подчинено" выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперация, или кооперативное  взаимодействие: обозначает координацию  единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент  совместной деятельности, порожденный её особой природой. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего  анализ сконцентрирован в наиболее яркой форме, а именно: на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как восприятии людьми друг друга.

Общение становится возможным только в том случае, если между участниками  этого общения могут оценить  уровень взаимопонимания и дать себе отчет о том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир другого человека, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии, а о познании другого.

Основными механизмами взаимопонимания  в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько  значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть "аффективное понимание".

Как видно из определений, идентификация  и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической  литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувства партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.

Информация о работе Структура и функции общения