Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:22, реферат
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Общение - сложный
процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информацией, а
также в восприятии и понимании партнерами
друг друга. Субъектами общения являются
живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но
лишь на уровне человека процесс общения
становиться осознанным, связанным вербальными
и невербальными актами. Человек, передающий
информацию, называется коммуникатором,
получающий ее - реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения - информация, которая
в межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа другому. Это
могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном
и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке
во внешней среде. Наиболее разнообразно
содержание информации в том случае, если
субъектами общения являются люди.
Цель
общения -- отвечает на вопрос «Ради
чего существо вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения не выходят
обычно за рамки актуальных для них биологических
потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными я
являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
Средства
общения - способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации,
которая передается в процессе общения
от одного существа к другому.
К средствам общения относятся:
1. Язык - система
слов, выражений и правил их соединения
в осмысленные высказывания, используемые
для общения. Слова и правила их употребление
едины для всех говорящих на данном языке,
это и делает возможным общение при помощи
языка. Если я говорю "стол", я уверен,
что любой мой собеседник соединяет с
этим словом то же понятие, что и я, - это
объективное социальное значение слова
можно назвать знаком языка. Но объективное
значение слова преломляется для человека
через призму его собственной деятельности
и образует уже свой личностный, "субъективный"
смысл, поэтому не всегда мы правильно
понимаем друг друга.
2. Интонация,
эмоциональная выразительность,
3. Мимика, поза,
взгляд собеседника могут
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на
котором общаются собеседники,
зависит от культурных, национальных
традиций, от степени доверия к собеседнику.
В
процедуре общения
выделяют следующие
этапы:
1.
Потребность в общении (
2.
Ориентировка в целях общения,
в ситуации общения.
3.
Ориентировка в личности
4.
Планирование содержания
5.
Бессознательно (иногда сознательно) человек
выбирает конкретные средства, фразы,
которыми будет пользоваться, решает,
как говорить, как себя вести.
6.
Восприятие и оценка ответной
реакции собеседника, контроль
эффективности общения на
7.
Корректировка направления,
Если какое-либо
из звеньев акта общения нарушено,
то говорящему не удается добиться
ожидаемых результатов общения
– оно окажется неэффективным. Эти
умения называют “социальным интеллектом”,
“практически – психологическим умом”,
“коммуникативной компетентностью”,
“коммуникабельностью”.
Структура
общения. К структуре общения можно
подойти по-разному, в данном случае будет
охарактеризована структура путем выделения
в общении трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная
сторона общения состоит во взаимном обмене
информацией между партнера между партнерами
по общению, передаче и приеме знаний,
идей, мнений, чувств. Выделяют два типа
информации - побудительную и констатирующую.
Интерактивная сторона общения заключается
в обмене действиями, то есть организации
межличностного взаимодействия, позволяющимся
реализовать для них некоторую общающимся
реализовать для них некоторую общую деятельность.
Перцептивная
сторона общения есть процесс воспитания,
познания и понимания людьми друг друга
с последующим установлением на этой основе
определенных межличностных отношений
и означает процесс воспитания «социальных
объектов».
Одним
из возможных способов
понимания ситуации
общения является восприятие
позиций относительно
друг друга. Подход к
анализу ситуации в
зависимости от позиций
развивал Э. Берн в русле
трансактного анализа и его последователи
(Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.)
С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт
люди находятся в одном из базовых состояний:
ребенок, взрослый или родитель. Состояние
ребенка — это актуализация установок
и поведения, выработанного в детстве
(эмоциональность, подвижность, игривость
или подавленность и т. п.). Состояние взрослого
обращено к реальной действительности
(внимательность, максимальная направленность
к партнеру). Родитель — это такое состояние
ЭГО, чувства и установки которого относятся
к роли родителя (критичность, снисходительность,
надменность, обеспокоенность и т. п.).
Успех общения зависит от того, соответствуют
ли друг другу эго — состояния коммуникантов.
Так, благоприятными для общения являются
такие пары эго — состояний как “ребенок
— ребенок”, “взрослый — взрослый”,
“родитель — ребенок”. Для успеха в общении
все другие сочетания эго — состояний
должны быть приведены к вышеперечисленным.
Психологические
исследования показывают, что весь
внешний облик (лицо человека, его
жесты, мимика, походки, манера стоять,
сидеть) несет информацию о его эмоциональных
состояниях, об отношении к окружающим,
об отношении к себе.
Для того, чтобы
понимать партнера в общении, необходимы
не только знания и опыт — нужна
направленность на него (желание понять,
о чем он думает, отчего переживает
и т. п.) Механизмом этого типа восприятия
другого является эмпатия. Она основана
на умении поставить себя на место другого,
почувствовать его состояние и позицию
и всё это учесть в своём поведении.
Общение
включает в себя и
определенные способы
воздействия партнеров
друг на друга. К ним
относятся: заражение,
внушение, убеждение
и подражание.
Заражение —
это бессознательная
Внушение —
это целенаправленное неаргументированное
воздействие одного человека на другого.
Внушение — это эмоционально-волевое
воздействие. Внушение зависит от возраста,
от утомленности. Решающим условием эффективного
внушения являются авторитет внушающего.
Убеждение —
аргументированное воздействие
на сознание личности.
Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.
Виды и уровни
общения
Существует
несколько точек
зрения на существование
уровней общения.
Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.
Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:
Уровень манипуляции.
Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
Уровень нравственного
общения. На этом уровне взаимодействия
происходит на основе единения внутренних,
духовных начал. Американский психолог
Э.Берн считает, что можно выделить
шесть основных способов общения
“нуль-общение” — уход в себя: например,
молчаливая очередь у кабинета врача,
пассажиры в метро. Никто при таком общении
не говорит, но все приглядываются друг
к другу (симпатичен — несимпатичен, кто
это и т.п.)
Ритуалы — это
формированные обществом нормы
общения (здороваться, благодарить, прощаться
и т. п.)
Работа —
каждый знает, что такое плодотворное
рабочее общение.
Развлечения —
в этом варианте общения тоже много
формализации. Каждый знает, какой тон
принят для встреч с близкими, какой
— для общения в незнакомой
компании.
Игры — это
повторяющееся общение на двух уровнях,
когда человек изображает одно, на
деле имеет ввиду совсем другое,
например, разговор врача и пациента.
Близость —
это высший уровень общения. Человек
обращается к другому “всеми силами
души”. Э. Берн считает, что близость может
быть и односторонней (“ослепление чувств”).
Таким образом,
современный человек, стремящийся
научиться понимать себя и других
должен знать, что такое общение,
его структуру (устройство), чтобы
учитывать в общении разницу
уровней, несовпадение позиций и суметь
переориентироваться по ходу взаимодействия,
“услышать” другого, найти с ним “общий
язык”.
Основные
функции общения:
1) информационно-коммуникатывные
(связанные с приемом и
2) регуляционно-коммуникативные
(регуляция людьми поведения
3) аффектно-коммуникативные
(они связаны с эмоциональными
сферами человека). В реальном
акте общения все функции
Функции
общения выделяются
в соответствии с содержанием
общения. Различают четыре основные
функции общения: инструментальная функция
характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи информации,
необходимой для исполнения действия;
интегративная функция раскрывает общение
как средство объединения людей; самовыражение
функция определяет общение как форму
взаимопонимания психологического контекста;
трансляционная функция выступает как
функция передачи конкретных способов
деятельности, оценок и т.д.
Различаются
следующие виды общения:
1) по положению
коммуникантов в пространстве
и времени – контактное-
2) по наличию
или отсутствию какого-либо
3) с точки
зрения формы существования
4) с точки
зрения письменной и
5) с точки
зрения количества участников
– межличностное-групповое-
6) с точки
зрения обстановки общения и
взаимоотношений общающихся
– частное-официальное,
7) с точки
зрения отношений и оценок
при соблюдении или нарушении
социального равновесия –
8) по характеру
передоваемого содержания –
Общение обычно
осуществляется в двух формах: устной
и письменной, каждая из которых обладает
своей спецификой.
Информация о работе Понятие и структура общения.Функции виды общения