Понятие педагогического общения. Его особенности, функции. Структура и стили педагогического общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:48, доклад

Краткое описание

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Файлы: 1 файл

Педагогическое общение.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

Педагогическое общение — специфическая  форма общения, имеющая свои особенности  и в то же время подчиняющаяся  общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое  общение — совокупность средств  и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и  обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Стили педагогического  общения

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял  следующие стили педагогического  общения:

1.   Общение  на основе высоких профессиональных  установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

2.  Общение  на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность  общим делом. Педагог выполняет  роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3.   Общение-дистанция  относится к самым распространенным  типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель—ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4.  Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность  прибегающего к нему преподавателя.

5.  Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

  Следует  отметить диаметральную противоположность  монологической и диалогической  форм педагогического общения.  В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством. Каковы же условия плодотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества?

1.  Педагогическое  сотрудничество — двусторонний  процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.

2.  Педагогическое  взаимодействие адекватно индивидуальным  возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.

3.  Педагогическое  общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск  преподавателем оптимальных педагогических  решений.

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется  в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

Можно выделить разные уровни педагогического общения:

•  высокий  — характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и  пр.;

•  средний;

•  низкий — отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.

Уровень общения  непосредственно связан с воздействиями  педагога, которые соответствуют  парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:

•  положительные  — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;

•  отрицательные  — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях.

 Процесс  общения преподавателя со студентами  может складываться в двух  крайних вариантах: 

1) взаимопонимание,  слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и

2) разлад, отчужденность,  неспособность понять и предугадать  поведение друг друга, появление  конфликтов.

Достижение  положительного результата общения  и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.


Информация о работе Понятие педагогического общения. Его особенности, функции. Структура и стили педагогического общения