Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:04, реферат
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
1. Общение, его структура и функции
2. Условия эффективного взаимодействия
3. Роль невербальных средств в общении
Список использованной литературы
Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract – притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Таким образом, общественные, межличностные отношения раскрываются в общении, во взаимодействии. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.
3. Роль невербальных средств в общении
Общение, будучи сложным социально-психологичес
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние
проявления человеческих
2. Таксика изучает прикосновение
в ситуации общения:
3. Проксемика исследует
Интимная зона (15 – 45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
Личная, или персональная зона (45 – 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
Социальная зона (120 – 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;
Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, митинге и пр.
4. Паралингвистическая и
Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорят о критическом или подозрительным отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при обращении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на шесть групп:
1. Жесты-иллюстраторы – жесты
сообщения: указатели ("
2. Жесты-регуляторы – это жесты,
выражающие отношение
3. Жесты-эмблемы – это
4. Жесты-адапторы – это
5. Жесты-аффекторы – жесты,
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Для научного изучения их нужно еще многое сделать в плане выяснения и решения методологических проблем. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Список использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001г. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
2. Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592с.: ил. – (Серия "Учебник нового века).
3. Психология. Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672с.: ил. (Серия "Учебник нового века)
4. Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. – М.: "Проспект", 1998. – 584с.
5. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – 400с.
6.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П.
Психология. Учебник для вузов.
– М.: Издательско-торговая
7.
Столяренко Л.Д. Основы