Структура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего речевая деятельность),

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 735.00 Кб (Скачать)

    Паралингвистическая и экстралингвистическая  системы знаков представляют  собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

  Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую  нагрузку как компонент коммуникативной  ситуации. Так, например, размещение партнеров  лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

  В психологии выделяют четыре дистанции  общения:

  • интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
  • Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.
  • Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
  • Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

  Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это "контакт глаз", имеющий место  в визуальном общении. Как и все  невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое  "Я", или, напротив, скрыть его.

  Совокупность  этих средств невербальной коммуникации призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

       Таким образом, анализ всех  систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятель-ную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. 

  
  1. Интерактивная сторона общения.

  Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

  Интуитивно  легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.

  Если  коммуникативный процесс рождается  на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

        В ходе ее для участников  чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого", которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

  Каждая  ситуация диктует свой стиль поведения  и действий: в каждой из них человек  по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован  на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать "по существу", притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия ("Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает" и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.

  Существует  еще один описательный подход при  анализе взаимодействия - построение классификаций различных его  видов. Интуитивно ясно, что практически  люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

  Таким образом, для познания механизма  взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки  одного индивида "накладываются" на представление о партнере, и  как то и другое проявляется в  принятии совместного решения. Иными  словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

  Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, названной перцептивной. 

  
  1. Перцептивная  сторона общения.

  Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание  между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или  как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

  Термин "социальная перцепция" впервые  был введен Дж. Брунером в 1947 г. в  ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Социальной перцепцией называется процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

  Если  представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к "своей" группе (1); другого индивида, принадлежащего к "чужой" группе (2); свою собственную группу (3); "чужую" группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

  Еще сложнее обстоит дело в том  случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8).

  Для того чтобы более точно понять перцептивную сторону общения, целесообразно  говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (о  восприятии человека человеком). Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению "connaissanse d'autrui", что означает не столько "восприятие другого", сколько "познание другого". В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима "восприятие другого человека" употребляется выражение "познание другого человека".

  Это более широкое понимание термина  обусловлено специфическими чертами  восприятия другого человека, к которым  относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.

  Все сказанное означает, что термин "социальная перцепция", или, в более узком  смысле слова, "межличностная перцепция", "восприятие другого человека" употребляется в литературе в  несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

  Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы: 

  
  1. Андреева  Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На русс. и чешек, яз. Прага, 1981.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1979.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва, 1982.
  4. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Москва, 1977.
  5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Москва, 1990.
  6. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.
  7. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. Москва, 1975.

Информация о работе Структура общения