Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 21:14, контрольная работа
Деловое общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение понятия "общение"……………………………………………...3
2. Средства общения………………………………………………………………6
3. Механизмы воздействия в процессе общения………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы и источников…………………………...10
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение понятия "общение"……………………………………………...3
2. Средства
общения……………………………………………………………
3.
Механизмы воздействия в
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы и источников…………………………...10
Введение
Деловое
общение – необходимая
Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении), т. е. умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. Кроме того, эффективность общения зависит и от того, что называет «коммуникативным ядром личности», под которым понимают все, что относится к личности человека и как то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами).
Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.
Деловое
общение в управленческой деятельности
позволяет руководителю осуществлять
анализ взаимоотношений людей, форм
контактов и средств их установления,
способов включения в коллектив,
факторов, определяющих поведение сотрудников
в совместной деятельности.
1.
Определение понятия "общение"
Существование
множества различных
Общение — широкое многоплановое понятие.
Как пишет Волкова А.И., в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».
Фефелова В.И. отмечает, в слове
"общение" заложен более
личностный, духовный контакт партнеров,
а "коммуникация" предполагает
более деловую, рациональную
Свою
книгу «Психология делового общения»
Бороздина Г.В. посвятила проблеме
общения в целом, в ней дается
определение понятия «общение»,
рассматриваются виды и формы
общения, его структура и
Автор даёт такое определение общению: «Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».
Зельдович Б.З. предлагает такое же определение «общения» как и Бороздина Г.В. Также он пишет: «Общение — разновидности межвидовых и внутривидовых контактов между живыми существами и потому свойственно не только человеку. Человеческое общение имеет самую совершенную форму, так как оно осознано и опосредовано речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства».
В своей статье «Общение» из журнала «Знание. Понимание. Умение» Лунева О.В. так определяет понятие общение: «Общение – это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом».
Авторы
энциклопедического психологического
словаря под редакцией
Мещеряков
Б., Зинченко В. говорят, «общение - взаимодействие
двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией
познавательного и/или
А.
А. Леонтьева считал, что общение
— это особый вид деятельности
и выступает как компонент, составная
часть (и одновременно условие) другой,
некоммуникативной
Попытку объединить противоположные точки зрения на общение предприняла Г. М. Андреева (1990). Она предложила рассматривать общение и как сторону совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразное производное. М. И. Лисина (1986) высказывает по существу ту же позицию, назвав одну из глав своей книги «Общение и деятельность. Общение как деятельность».
Разные психологи по-своему подходят к соотношению между общением и взаимодействием, рассматривая последнее лишь как одну из сторон общения. Так, Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона — это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности.
В.
Н. Куницына отмечает, что общение
является потребностью и условием жизни
человека, как взаимодействие и взаимовлияние,
как своеобразный обмен отношениями
и сопереживание друг другу, как
взаимное познание и деятельность.
2. Средства
общения
Средства общения — это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Информация извне поступает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожу. Кодирование информации — способ передачи от одного живого существа к другому.
Все
средства общения делят на две
группы: вербальные (речевые) и невербальные
(неречевые).
Вербальные средства общения.
Речь — это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык — это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей.
Среди различных функций речи особое значение имеет коммуникативная функция, имеющая три стороны: информационную, выразительную и волеизъявления (действенность).
Информационная сторона речи характеризуется:
• разборчивостью высказываний,
что обеспечивается
• понятностью, т. е. учетом
уровня знаний собеседника по
теме сообщения и
• содержательностью
сравнению с имеющейся у
• определенностью
• упорядоченностью высказываний, которая характеризуется их структурной
организованностью,
Выразительная
(эмоциональная) сторона речи
связана с передачей
чувств и отношения говорящего к
тому, о чем он говорит. В словах,
сказанных с различной
Волеизъявление (действенность) определяется влиянием на мысли, эмоции, поведение другого и отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям. Оно тесно связано с убеждением и внушением.
Чтобы речь была эффективным
средством общения, она должна
обладать многими качествами, которые
делят на две группы. К первой
относятся те, которые делают
речь правильной с точки
Речь
бывает монологической и диалогической.
Монологическая речь — это чаще
всего последовательное и связное
изложение системы мыслей, знаний.
Из всех многообразных форм чаще всего
используются объяснение, описание, рассказ.
К монологической речи относятся
также выступление, доклад, лекция.
Диалогическая речь — это обмен
репликами между обеими общающимися
сторонами. Она используется для
обмена мнениями, согласования совместных
действий.
Невербальные средства общения.
Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Невербальные элементы общения:
Жесты
дают дополнительную к вербальной информацию
о психическом состоянии