О понятии "невербальные средства общения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:46, реферат

Краткое описание

Данный реферат представляет собой описание невербальных средств общения, используемых людьми в процессе коммуникации.
В основе доклада лежит исследование австралийского психолога Алана Пиза, а также работы ученых, специалистов, лингвистов и психологов, занимающихся проблемой внеречевого общения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 
Южно-Уральский государственный университет 
Кафедра экономики торговли

РЕФЕРАТ 
О понятии «невербальные средства общения»

Выполнил: 
студент факультета коммерции 
 
Проверил: 
преподаватель 

Челябинск, 2010

Аннотация

В настоящее время тема внеречевого общения становится все более актуальной и привлекает внимание многих ученых и специалистов.

Данный реферат представляет собой описание невербальных средств общения, используемых людьми в процессе коммуникации.

В основе доклада лежит исследование австралийского психолога Алана Пиза, а также работы ученых, специалистов, лингвистов и психологов, занимающихся проблемой внеречевого общения.

Введение освещает значение невербальных сигналов в процессе невербальной коммуникации.

В первой главе рассматривается характеристика термина «невербальное общение», а также основные проблемы, связанные с его толкованием. В этот раздел включены первые исследования в этой области и уровни анализа типов и видов внеречевого общения. Как распознать ложь; как предвосхитить конфликт и не допустить его; как определить характер человека по его движениям; на что нужно обращать внимание для лучшего понимания собеседника - об этом дана информация во второй главе.

Здесь же содержатся  сведения об основных жестах, которыми люди пользуются бессознательно. Особое внимание уделяется толкованию таких невербальных средств, их связям друг с другом и с речью, рассматриваются  значения жестов и сигналов.

Данный реферат адресован студентам  экономических специальностей, филологам,  предпринимателям, продавцам, а также  всем тем, кто стремится лучше понимать своего собеседника.

 

 

Введение

Невербальное общение  – это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые  не опираются на слова и другие речевые символы.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью  слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. 

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно  с уверенностью сказать, что более  половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них  это было единственным средством  общения на экране. Каждый актер  классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Учиться понимать язык невербального  общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы  выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

В социально-психологических  исследованиях разработаны различные  классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Следует отметить, что  невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение:

  1. Создает образ партнера по общению;
  2. Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
  3. Является индикатором актуальных психических состояний личности;
  4. Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  5. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  6. Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Эффективность общения  определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Глава 1 – Историография невербальных способов общения

Краткая характеристика проблемы

Невербальная коммуникация (НК) является важнейшим, наряду со звуковой речью, средством общения и взаимопонимания  людей. В.Ф. Ломов назвал проблему общения  «базовой категорией, логическим центром  общей системы психологической проблематики», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения.

Традиционно принято  отождествлять речь со словом, т.е. с  вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Примером важнейшей  психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения  служит тот факт, что невербальная информация может как значительно  усилить семантическое значение слова, так и существенно его  ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад Вас видеть», — произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации, ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.

В теоретическом понимании  соотношения мышления и речи утвердилось  представление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышления, связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказывания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить - значит связно читать евангелие чувств».

Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе общения «человек-человек», но и в системах «человек-машина» (т.е. в области инженерной психологии), в частности — в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи, идентификации и верификации личности говорящего, психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях.

Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным аспектом является изучение невербальной коммуникации как  основы художественного творчества, в частности, в области музыкального искусства. Если слово адресуется к сознанию человека, к его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства — к эмоционально-образной сфере человека и к его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства и в то же время — в этом слабость нашей пропагандистской практики, апеллировавшей в большинстве своих политических лозунгов и агитации к вербальной системе психики.

В этом смысле искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений автора и исполнителей.

Все сказанное свидетельствует  о том, что невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной  проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук.

Уровни анализа невербального  общения

Типы и виды коммуникаций

Области научного знания и группы

Приемы и  средства

1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

б) паралингвистика (околоречевая система)

в) просодия

  • пауза; темп речи; вздох; плач; кашель;
  • гелоскопия
  • вокальные качества голоса; диапазон; тембр
  • фразовое ударение, синтагматическое уда- 
    рение, логическое ударение; тон; интонация

2. Оптико - кинетические 
средства

а) выразительные движения 
б) физиогномика 
в) окулесика или окуломантия

  • мимика; жесты; позы; осанка; походка
  • внешние признаки лица: нос, уши, глаза;
  • направление взгляда, длительность и частота

3. Знако - символические 
средства

а) системология

б) графология

в) актоника

г) гастика

д) хирософия и подомантия 
 
 
е) стерномантия 
ж) онихомантия 
з) нумерология 
и) молеософия

  • предметы окружающие человека в жизни
  • особенности почерка
  • поступки человека
  • пища, напитки
  • особенности формы рук, линий и 
    холмов на ладони; дерматоглифика; линии на 
    ступнях ноги
  • особенности формы и цвета ногтей
  • дата рождения, фамилия и имя человека
  • родинки

4. Тактильные средства 
(обоняние, осязание, слух 
и вкус)

а) гаптика или такесика 
б) сенсорика 
в) аускультация 
 
г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное 
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды...

5. Пространственно - времен- 
ные средства

а) проксемика 
 
б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция 
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип 
    (возможен только один вид деятельности в одно и то 
    же время) и полихронный (несколько дел)

Первые исследования

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

 Что касается технической  стороны исследования проблемы бодилэнгвиджа; то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году, Она стимулировала современные исследования в области "языка тела", а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников  в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин "проксимика" (от слова proximity - близость). Его исследования в этой области привели к новому пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для  передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Информация о работе О понятии "невербальные средства общения"