О понятии "невербальные средства общения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:46, реферат

Краткое описание

Данный реферат представляет собой описание невербальных средств общения, используемых людьми в процессе коммуникации.
В основе доклада лежит исследование австралийского психолога Алана Пиза, а также работы ученых, специалистов, лингвистов и психологов, занимающихся проблемой внеречевого общения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Если использовать полный жест скрещивания рук, то окружающим становится очевидно, что вы испытываете чувство страха. Иногда мы заменяем его частичным, неполным скрещиванием, при котором одна рука помещается поперек тела, закрепившись за другую руку. Так получается барьер.

Человек часто использует барьер из рук, находясь в обществе незнакомых людей, или при отсутствии уверенности в себе. Другим распространенным вариантом неполного барьера является жест, при котором человек держит самого себя за руки.

Сигналы глаз

На протяжении многих веков человечество задумывалось над  значением взгляда и его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как "У нее большие детские глаза", "У нее завлекающий взгляд", "Она бросила на него гневный взгляд", "У нее бегающие глаза", "У него такой блеск в глазах" или "Он меня сглазил".

Когда мы говорим так, мы имеем в виду размер зрачков человека и поведение его глаз. В своей книге "Выразительные глаза" Гесс говорит, что с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо.

При дневном свете  зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от положительного к отрицательному, и наоборот. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться, при этом получаются так называемые "глаза-бусинки" или "змеиные" глаза. Глаза играют большую роль при ухаживании, женщины подводят глаза для их выразительности. Если женщина любит мужчину, то при его виде ее зрачки расширяются, и он правильно расшифрует этот знак, не зная, как он это делает. Поэтому романтические свидания часто устраиваются в затемненных, плохо освещенных местах, что позволяет зрачкам расширяться.

Поведение глаз

Основа для настоящего общения может быть установлена  только тогда, когда вы общаетесь  с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими вы чувствуете себя неуютно и недоверчиво. Это, главным образом, связано с тем, как они смотрят на вас, от длительности их взгляда, и от того, как долго они могут выдерживать ваш взгляд.

Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза  встречаются с вашими менее, чем 1/3 часть всего времени общения. Если взгляд человека встречается с вашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во-вторых, он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки будут сужены. Арджайл установил, что если человеку А нравится человек В, то он на него будет часто смотреть. Это побуждает В думать, что он нравится А, поэтому В свою очередь полюбит А. Другими словами, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Это заставит его тоже полюбить вас. Неудивительно, следовательно, то, что скованный, скромный человек, который встречается с вами взглядом менее чем 1/3 времени, редко пользуется доверием. При переговорах никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор.

Как различается язык телодвижений у разных народов, так  и долгота взгляда человека зависит  от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую  частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее в шею, чем на лицо. Всегда прежде чем делать какие-либо выводы, сделайте скидку на национальную принадлежность.

Но важны не только долгота и частота взгляда, но и та географическая площадь лица и тела, на которую направлен взгляд, так как это тоже влияет на исход переговоров. Эти сигналы передаются и поглощаются с помощью невербалики, и обычно совершенно точно истолковываются собеседниками.

Деловой взгляд

Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника  находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда

Социальный взгляд

Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального  общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что  во время социального общения  глаза тоже смотрят на символический  треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.

Взгляд искоса

Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми  бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Выводы

Большое значение для  исхода встречи с глазу на глаз имеет та часть человеческого тела, на которую вы направляете свой взгляд. Если бы вы были управляющим, отчитывающим своего ленивого подчиненного, какой взгляд бы вы выбрали? Если вы выбрали социальный взгляд, он не обратит никакого внимания на ваши слова, независимо от того, как бы громко и угрожающе вы не говорили.

Социальный взгляд лишит  ваши слова всякой опоры, а интимный взгляд или озадачит, или смутит вашего сотрудника. Самым подходящим взглядом будет деловой взгляд, поскольку  он может оказать сильное влияние  на вашего адресата и подскажет ему, что вы очень серьезно настроены.

Когда мужчины говорят, что женщины смотрят на них "приглашающе", они имеют в виду взгляд искоса или интимный взгляд. Если мужчина  или женщина хочет сказать, что  они недоступны, единственно, что  им требуется, это избегать интимного взгляда, а вместо этого пользоваться только социальным взглядом. Если вы во время ухаживания будете пользоваться деловым взглядом, вы рискуете прослыть холодным и недружелюбным. Дело в том, что когда вы смотрите на потенциального секс-партнера интимным взглядом, вы сразу выдаете свои намерения. Женщины отлично знают, как посылать и понимать взгляды такого рода, но мужчины, к сожалению, не умеют делать это. У мужчин интимный взгляд обычно слишком заметен, а сами они не замечают, когда на них смотрят интимным взглядом, к большому огорчению женщин, пославших этот взгляд.

 

Заключение

Невербальное общение  выступает одним из средств репрезентации  личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". Мы придерживаемся определения, предложенного  В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное  общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система".

В общении обязательно  будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться  и изменяться отношение, иметь место  обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу.

Невербальное поведение  вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

 

Список литературы:

  1. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород / А.Пиз: Ай Кью,1992. – 107с.
  2. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия,2004. – 405с.
  3. Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов-на-Дону: «Феникс»,1988. - 246 с
  4. Морозов, В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В.П. Морозов.- М.: Искусство и наука,1998. - 189 с.
  5. Степанов, В.Е., Ступницкий, В.П. Психология: учебник / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий. – М.: Дашков и Ко,2005. – 571с.
  6. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. - С.-П.: «Питер»,1997. - 176 c
  7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: Инфра-М,2005. – 294с.
  8. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Азбука молчания / А.Я. Бродецкий. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1998. – 110 с.
  9. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л. Д. Столяренко. – Ростов Н\Д.: Феникс,2005. – 408 с.
  10. Лабунская В.А.: Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999. - 214 с.
  11. Багдасарова Н.А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. - МГИМО-Университет, 2006
  12. Горелов И.Н.: Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: «Наука», 1980. - 238 с.
  13. Конецкая В.П.: Социология коммуникации / В.П. Конецкая. - М.: МУБУ, 1997. - 164 с.
  14. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003.— 475 с
  15. Фаст Дж., Холл Э.: Язык тела. Как понять иностранца без слов / Дж. Фаст, Э.Холл. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. - 432 с

- -


Информация о работе О понятии "невербальные средства общения"