Место невербальных средств в процессе общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:55, реферат

Краткое описание

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.
Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение.

Оглавление

1.Введение
2. Место невербальных средств в процессе общения
3. Мимика
3.1. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
3.2. Маски
4. Жесты
4.1. Выражение лица и этикет
4.2. Твое лицо говорит
4.3. Примеры некоторых жестов
4.4. Это интересно
5. Интонация
6. Жесты в языке глухонемых
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Халилова, психолингвистика.docx

— 40.09 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение

2. Место  невербальных средств в процессе  общения

3. Мимика

3.1. Схема  описания мимических признаков эмоциональных состояний

3.2. Маски

4. Жесты

4.1. Выражение  лица и этикет

4.2. Твое  лицо говорит

4.3. Примеры  некоторых жестов

4.4. Это  интересно

5. Интонация

6. Жесты  в языке глухонемых

7. Заключение

8. Список  используемой литературы

 

Введение

По способу  общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое поведение.

“Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике”, - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.

Способ  организации усвоенных человеком  неречевых средств общения и  преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым  поведением.

Неречевые средства могут быть сведены к  кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения), временным характеристикам взаимодействия.

Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

Многие  ученые говорят о том, что словесный  канал используется для передачи информации, а невербальный для “обсуждения” межличностных отношений.

Независимо  от культурного уровня человека, слова  и сопровождающие их движения совпадают  с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек  может по голосу определить, какое  движение делает его собеседник в  момент произнесения той или иной фразы.

Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл  слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое  поведение.

Исследования  психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого  из участников.

Особенностью  языка телодвижений является то, что  его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность  подделать такие импульсы позволяет  нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

“Область  чувств - эмоциональная сфера, - пишет  П.В.Симонов, - не поддается прямому  управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах - жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи”.

 

Место невербальных средств в процессе общения

1. Можно  начать с того, что невербальные  компоненты общения являются  частью ориентировочной основы  общения для коммуникатора (говорящего). Иными словами, характер общения с самого начала частично задается пространственными и некоторыми иными визуальными “ключами”, причем в этом звене совершенно несущественно какое место невербальные компоненты будут занимать в самом процесс общения.

2. Однако  невербальные компоненты общения  могут рассматриваться и с  точки зрения реципиента как часть ориентировочной основы для его коммуникативной деятельности. Под этим углом зрения невербальные “ключи” могут быть общими для коммуникатора и реципиента, а могут быть значимыми лишь для последнего; это часть таких “ключей”, которая с точки зрения коммуникатора входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная  для современных исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, т.е. неинтенциональных и интернациональных компонентов коммуникативной деятельности коммуникатора. Эта проблема в последнее время детально анализировалась в специальной работе Мортона Винера и его сотрудников, которые предлагают все “поведенческие процессы” на четыре класса в зависимости от их места в процессе общения: а) “поисковые процессы” (т.е. собственно ориентировочные); б) процессы коррекции; оба эти класса определяют набор кода общения; в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, исходящиие от коммуникатора “запрашивающие” реципиента о понимании; г) модуляции сообщения, т.е. реакции на изменение различных условий общения, в том числе и на процессы, перечисленные выше. Уже по этой классификации видно, что проблема невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для коммуникатора распадается на две: проблема статистических факторов, независимых от динамики процесса общения в группе (диаде), и проблема динамических факторов, возникающих в самом процессе общения.

3. Невербальные  компоненты общения могут выступать  и как часть исполнительной  фазы общения, не будучи значимыми  для процесса общения в целом  и лишь дополняя, уточняя, изменяя  понимание сообщения реципиентом.

4. Наконец,  они могут быть абсолютно незначимы  для реципиента, являясь своего  рода издержками собственно коммуникативного  поведения.

 

Мимика

Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение  лица (глаз, бровей, губ). Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения - поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный  контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза  слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит  в глаза собеседника, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь ваша очередь”.

По мимике, движениям, вегетативным проявлениям (“покраснел”, “побледнел”, “покрылся  потом”), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах (выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).

Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть видов:

    • любовь, счастье, радость, веселье;
    • удивление;
    • страх, страдание;
    • гнев, решимость;
    • отвращение;
    • презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с  мимикой следующим образом:

    • удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
    • страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
    • гнев - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
    • печаль - брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;
    • счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад.

Невербальные компоненты общения  проявляются в следующих функциях:

    • сопровождения речевой части сообщения (“...со вздохом ответил: Какое там хорошо!”);
    • сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, “по глазам было видно, что это не так”).

Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека - смотрите ему в лицо.

 

Схема описания мимических признаков  эмоциональных состояний

 

Части и элементы

Мимические признаки эмоциональных  состояний

лица

Гнев

Презрение

Отвращение

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза расширены или прищурены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови приподняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и  переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное


 

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения:

1) Стремление  обратить на себя внимание:

Мальчишка был необыкновенно кудряв и как-то особенно шевелил своими выцветшими бровями.

2) Выражение  удивление, недоумение:

Его глаза были полны жадного  внимания, и брови удивленно приподнимались все выше и выше.

3) Мимика, сопровождающая вопрос:

- Мам, я сегодня к обеду  не приду. (Мать вопросительно  подняла брови.) - Мы с Петькой  договорились после уроков к  нему поехать.

4) Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему - либо:

-Ну, что ему надо, - подумал Мишка  и нахмурился.

Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции.

 

 

Маски

Каждый  из людей располагает:

а) набором  масок для “безличной” коммуникации;

б) личностью для “межличностной” коммуникации.

Маска - это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк - значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам.

Жесты

Выразительные движения руками называют жестами. Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. И, конечно, мы все с детства знаем, что первым подает руку старший, если общаются люди одного пола, и первой подает руку женщина, если собеседники разного пола. Нарушение этого правила является ошибкой.

Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. Можно сказать “ До свидания! ” и пожать руку, в некоторых случаях (но не всегда) ограничиваются рукопожатием - поклоном.

Информация о работе Место невербальных средств в процессе общения