Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:06, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация и анализ материала по данной теме.
Основные задачи работы:
-дать общую характеристику аддиктивного поведения;
-рассмотреть основные разновидности зависимостей;
-рассмотреть основные отличия разновидности шопингомании.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 4
1.1.Классификация зависимостей 6
1.2.Разновидности шопингомании 12
1.3.Исследования шопоголии 17
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ШОПИНГОМАНИЕЙ 19
2.1. База исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
Аддикция к трате денег часто сочетается с аффективными расстройствами (50%), химической зависимостью (45,8%), в том числе алкоголизмом (20%) и пищевыми аддикциями (20,8%). Высказывается предположение, что аддикция к трате денег может быть включена в семейный и, возможно, генетический «клинический спектр» расстройств, куда относятся аддиктивные и аффективные нарушения (Lejoyeux etal., 2002). Подтверждением сказанного могут служить данные о том, что, в свою очередь, 8% больных депрессией сообщили об эпизодах неконтролируемой траты денег для совершения покупок, причем все эти больные оказались женщинами (Lejoyeux etal., 1995).
Одни специалисты называют шопингоманию психологическим расстройством, другие — болезнью, третьи — разновидностью наркотической зависимости. Шопингомания не менее серьезна, чем табакокурение и алкоголизм. Ее нельзя недооценивать. Известны случаи, когда люди из-за неспособности прекратить делать покупки и роста долгов кончали жизнь самоубийством.
Шопингомания имеет свои разновидности. Сегодня этим термином обозначают целый букет расстройств1:
Сейлзомания (мания распродаж) — болезненное желание покупать вещи на распродажах. На почве сейлзомании зафиксированы случаи убийств и самоубийств.
Лейбломания (мания этикеток) — зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для человека покупать что-либо еще, использовать нечто без бренда.
Гаджет-аддикция
— страсть к постоянному
Джанк-фуд-аддикция — навязчивое желание посещать сети ресторанов быстрого питания.
Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи.
Больше всего от этого феномена страдают в англосаксонских странах: в среднем каждый десятый взрослый. А по данным самых последних исследований, у 50% девушек в возрасте от 14 до 18 лет в Италии, Шотландии и Испании проявляются симптомы так называемого "импульсивного шопинга". По мнению психиатров и психологов, настал момент дать название этому так широко распространившемуся расстройству: "шопингомания". Лорин Коран, психиатр из Стэндфордского университета, полагает, что это заболевание будет внесено в перечень ментальных патологий. К мнению американского ученого присоединяются и его европейские коллеги: "Речь идет об особенном расстройстве, признание этого расстройства может принести лишь пользу. Оно не менее серьезно, чем табакокурение и алкоголизм. Его нельзя недооценивать", - говорит Хельга Диттмар, психолог из Сассекского университета.
Жертвами безумной гонки за покупками являются, в основном, состоятельные женщины в возрасте до 40 лет. И именно этот факт, по мнению ученых, привел к запоздалой идентификации заболевания: "На протяжении долгого времени этот синдром рассматривался как порок богатых и скучающих женщин. Эта ошибка стоила жизни нескольким людям, которые из-за неспособности прекратить делать покупки и роста долгов покончили жизнь самоубийством", - рассказывает Адриенн Бейкер из Regents College.
Шопинг-зависимость пытаются лечить антидепрессантами. По мнению ученых2, химические препараты позволяют достигать удовлетворительных результатов. Но не все с этим согласны. «К сожалению, это всего лишь компромисс. Следует добраться до истоков проблемы и решить ее», — говорит Роберт Лефевер, директор Promis Recovrey Center, центра, где изучаются и лечатся такие болезни, как алкоголизм и нарко- или шопинг-мания. — «Вряд ли шопинговый маньяк сможет освободиться от своей зависимости при помощи лекарственных препаратов».
«Химия» зачастую только приглушает симптомы, но не ликвидирует их источник. Ведь в основе шопингомании лежат сугубо психологические, а не медицинские проблемы. Психологи считают, что существует два типа шопингомании — личностная и подсознательная. Личностные шопингоманы — люди эмоционально неуравновешенные, капризные, даже истеричные. Часто это дети-одиночки или младшие дети в семье, которых родители баловали подарками. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие (и часто абсолютно ненужные) вещи. И легко могут потратить впустую все свои сбережения. Дело в том, что они с детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить свою внутреннюю жизнь чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления (демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом привлечь к себе внимание.
У «подсознательных» шопингоголиков все наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым не хватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсировать недостаток родительской любви (как настоящий, так и мнимый, придуманный ими) тем, что тратят кучу денег на подарки для себя, любимого. «Никто меня не любит, но зато я сам себя очень люблю». Подсознательное желание, которое движет ими — чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как правило, больше вещей полезных и практичных, нежели личностные шопингоголики.
Если женщины-шопингоманки чаще всего предпочитают покупки, связанные с внешним видом: платья, туфли, косметика, драгоценности, то мужчины покупают вещи, которые считаются символом власти и престижа: сотовые телефоны, компьютеры, спортивные тренажеры или автомобили. Нередко таким образом мужчина пытается купить то, чего ему недостает в самом себе. Например, уверенность.
Допустим,
человек имеет вполне хороший
и надежный автомобиль, хотя уже
и не очень новый. Но тут появляется
новая модель, более современная, с более
мощным мотором. Появляется соответствующая
реклама этой машины. Агрессивные рекламные
ролики постоянно вдалбливают в подсознание,
что «настоящий мужик» (особенно если
он хочет иметь успех у противоположного
пола), должен ездить на автомобиле именно
этой марки. Что это «круто», это «престижно»
и т.д.. И человек уже сам хочет поменять
себе авто, хотя может и не до конца понимает
технические преимущества новинки, да
и сам смысл этой покупки. Единственное,
что для него действительно важно — это
задекларированная мощность мотора, его
сила, а также те успех и энергия, которые
излучают герои рекламных роликов — то
есть то, что ему самому хотелось бы иметь
в своей жизни. Но силы у него маловато,
и он переносит это свое желание на автомобиль,
ищет в нем в то, чем сам лично не обладает.
Он не осознает, что вместо подлинной силы
и уверенности в себе он покупает всего
лишь символический суррогат, ловко подсунутый
ему маркетологами и рекламщиками.
Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - адддиктология или наука о зависимостях.
Сегодня аддиктология3 занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, теперь уже привычные компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, а также и вполне экзотические пищевые, любовные и сексуальные, зависимости от людей, предметов и событий и многие другие.
Шейнов В.П. рассматривает психологические механизмы манипулирования, среди которых эксплуатация потребностей человека, использование знаний человеческих слабостей и типичных психологических особенностей людей и др. Раскрываются различные приёмы воздействия на человека и скрытого управления людьми. При этом рассказывается о скрытом воздействии, как в деловом, так и в личном общении, а также в политике, рекламе.
Аддиктивное повеление, в том числе шопоголию, рассматривает Черняева Г.В.
Реан
А.А. рассматривает методы диагностики
различных личностных качеств: мотивации,
самооценки, направленности личности,
в том числе профессиональной,
агрессивности, маскулинности — фемининности
личности, акцентуации личности и её социальной
адаптации и др. Среди представленных
методик и такие известные, как тест Айзенка
на экстраверсию и нейротизм, дифференциально-
Компания Profi Online Research опубликовала результаты исследования распространения вредных привычек среди современного российского общества. Исследование, проведенное в апреле-мае 2007 года, выявило интересные факты, которые позволяют судить о вредных привычках россиян. Вредные привычки, в которых россияне готовы признаваться - это, как правило, курение, употребление нецензурных выражений ("мата"), регулярное злоупотребление алкоголем и игромания.
2.
Исследование людей,
страдающих шопингоманией
Для
выявления наиболее типичного социально-
Среди исследованных преобладали женщины в возрасте от 25 до 50 лет (90%), с высшим образованием (67%), служащие (60%) с доходом выше среднего (83%), состоящие в браке (60%) с одним ребенком (47%) или без детей (27%). Для данных женщин характерна неадекватно высокая (40%) или низкая (30%) самооценка, наряду с низким (50%) или умеренным (50%) уровнем притязаний. Для женщин с неадекватно завышенной самооценкой характерно неправильное представление о себе, игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самой себя, своих поступков и дел; искажение восприятия окружающей действительности и обвинение окружающих во всех своих ошибках. Высокая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания говорит о том, что такие женщины избегают социальной активности и трудных, ответственных дел и целей (так называемая "социальная хитрость").
MMPI,
шкала самооценки и оценки
уровня притязаний являются
Методики самоотчета я выбрала по причинам:
- Тесты самоотчета дают более полную, определенную информацию о личности, чем не регулярно получаемые сведения. В данном случае возможные личные предубеждения или теоретические пристрастия исследователя компенсируются таким достоинством метода, как объективность подсчета результатов.
-
С этими тестами легко может
работать человек, имеющий
-
Тесты самоотчёта обладают
-
Многомерные опросники
Исследования личностных особенностей женщин, страдающих шопингоманией по MMPI показали такие результаты:
Результаты исследования личностных особенностей по MMPI
№ исп. | Возраст | L | F | K | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 20 | 0 | 0 | 3 | 10 | 11 | 13 | 12 | 7 | 16 | 15 | 6 |
2 | 26 | 1 | 1 | 6 | 10 | 5 | 13 | 7 | 4 | 13 | 13 | 7 |
3 | 25 | 0 | 1 | 4 | 6 | 2 | 9 | 10 | 6 | 12 | 13 | 7 |
4 | 29 | 0 | 1 | 6 | 6 | 5 | 7 | 7 | 2 | 10 | 11 | 3 |
5 | 27 | 1 | 3 | 5 | 7 | 3 | 10 | 5 | 5 | 11 | 11 | 5 |
6 | 24 | 0 | 0 | 7 | 9 | 9 | 8 | 11 | 7 | 14 | 15 | 8 |
7 | 48 | 0 | 0 | 8 | 6 | 5 | 9 | 10 | 3 | 14 | 14 | 9 |
8 | 26 | 2 | 3 | 7 | 5 | 4 | 4 | 11 | 2 | 10 | 11 | 6 |
9 | 26 | 1 | 2 | 8 | 5 | 4 | 5 | 7 | 1 | 8 | 9 | 6 |
10 | 50 | 1 | 1 | 6 | 7 | 7 | 7 | 12 | 4 | 9 | 11 | 5 |
11 | 18 | 0 | 2 | 10 | 7 | 3 | 8 | 8 | 2 | 13 | 12 | 6 |
12 | 30 | 0 | 1 | 7 | 10 | 8 | 11 | 11 | 9 | 17 | 17 | 17 |
13 | 26 | 2 | 1 | 7 | 5 | 5 | 11 | 6 | 5 | 12 | 10 | 6 |
14 | 30 | 0 | 1 | 8 | 12 | 11 | 17 | 13 | 6 | 20 | 19 | 8 |
15 | 34 | 0 | 1 | 7 | 7 | 2 | 8 | 9 | 4 | 15 | 14 | 9 |
16 | 29 | 1 | 1 | 9 | 7 | 9 | 9 | 11 | 1 | 16 | 5 | 5 |
17 | 38 | 1 | 0 | 11 | 11 | 9 | 14 | 12 | 3 | 16 | 14 | 7 |
18 | 27 | 2 | 2 | 8 | 6 | 5 | 9 | 10 | 4 | 11 | 13 | 4 |
19 | 50 | 1 | 2 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 5 | 13 | 13 | 6 |
20 | 29 | 0 | 3 | 10 | 8 | 6 | 9 | 10 | 4 | 16 | 15 | 5 |
21 | 35 | 1 | 0 | 9 | 7 | 8 | 10 | 14 | 8 | 17 | 16 | 7 |
22 | 34 | 2 | 1 | 8 | 5 | 2 | 7 | 7 | 3 | 10 | 12 | 6 |
23 | 30 | 0 | 0 | 4 | 13 | 12 | 15 | 11 | 5 | 16 | 16 | 9 |
24 | 34 | 0 | 2 | 8 | 8 | 9 | 12 | 12 | 6 | 18 | 14 | 6 |
25 | 30 | 2 | 3 | 7 | 6 | 5 | 7 | 7 | 4 | 11 | 11 | 6 |
26 | 21 | 0 | 0 | 2 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 13 | 14 | 9 |
27 | 25 | 1 | 2 | 5 | 10 | 7 | 10 | 11 | 6 | 15 | 15 | 10 |
28 | 25 | 2 | 1 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 4 | 15 | 11 | 7 |
29 | 25 | 1 | 3 | 7 | 6 | 7 | 9 | 12 | 5 | 11 | 13 | 7 |
30 | 25 | 2 | 1 | 11 | 8 | 4 | 10 | 9 | 2 | 12 | 12 | 4 |
Информация о работе Сравнительный анализ психологических аспектов личности. Шопоголия