Сравнительный анализ психологических аспектов личности. Шопоголия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация и анализ материала по данной теме.
Основные задачи работы:
-дать общую характеристику аддиктивного поведения;
-рассмотреть основные разновидности зависимостей;
-рассмотреть основные отличия разновидности шопингомании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 4
1.1.Классификация зависимостей 6
1.2.Разновидности шопингомании 12
1.3.Исследования шопоголии 17
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ШОПИНГОМАНИЕЙ 19
2.1. База исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28

Файлы: 1 файл

шопоголики.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

    Аддикция  к трате денег часто сочетается с аффективными расстройствами (50%), химической зависимостью (45,8%), в том числе алкоголизмом (20%) и пищевыми аддикциями (20,8%). Высказывается предположение, что аддикция к трате денег может быть включена в семейный и, возможно, генетический «клинический спектр» расстройств, куда относятся аддиктивные и аффективные нарушения (Lejoyeux etal., 2002). Подтверждением сказанного могут служить данные о том, что, в свою очередь, 8% больных депрессией сообщили об эпизодах неконтролируемой траты денег для совершения покупок, причем все эти больные оказались женщинами (Lejoyeux etal., 1995).

    Одни  специалисты называют шопингоманию психологическим расстройством, другие — болезнью, третьи — разновидностью наркотической зависимости. Шопингомания не менее серьезна, чем табакокурение  и алкоголизм. Ее нельзя недооценивать. Известны случаи, когда люди из-за неспособности прекратить делать покупки и роста долгов кончали жизнь самоубийством.

    Шопингомания  имеет свои разновидности. Сегодня  этим термином обозначают целый букет  расстройств1:

    Сейлзомания (мания распродаж) — болезненное  желание покупать вещи на распродажах. На почве сейлзомании зафиксированы случаи убийств и самоубийств.

    Лейбломания (мания этикеток) — зависимость  от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для  человека покупать что-либо еще, использовать нечто без бренда.

    Гаджет-аддикция — страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 99% случаев  ненужных.

    Джанк-фуд-аддикция — навязчивое желание посещать сети ресторанов быстрого питания.

    Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи.

    Больше  всего от этого феномена страдают в англосаксонских странах: в  среднем каждый десятый взрослый. А по данным самых последних исследований, у 50% девушек в возрасте от 14 до 18 лет в Италии, Шотландии и Испании проявляются симптомы так называемого "импульсивного шопинга". По мнению психиатров и психологов, настал момент дать название этому так широко распространившемуся расстройству: "шопингомания". Лорин Коран, психиатр из Стэндфордского университета, полагает, что это заболевание будет внесено в перечень ментальных патологий. К мнению американского ученого присоединяются и его европейские коллеги: "Речь идет об особенном расстройстве, признание этого расстройства может принести лишь пользу. Оно не менее серьезно, чем табакокурение и алкоголизм. Его нельзя недооценивать", - говорит Хельга Диттмар, психолог из Сассекского университета.

    Жертвами  безумной гонки за покупками являются, в основном, состоятельные женщины в возрасте до 40 лет. И именно этот факт, по мнению ученых, привел к запоздалой идентификации заболевания: "На протяжении долгого времени этот синдром рассматривался как порок богатых и скучающих женщин. Эта ошибка стоила жизни нескольким людям, которые из-за неспособности прекратить делать покупки и роста долгов покончили жизнь самоубийством", - рассказывает Адриенн Бейкер из Regents College.

    Шопинг-зависимость  пытаются лечить антидепрессантами. По мнению ученых2, химические препараты позволяют достигать удовлетворительных результатов. Но не все с этим согласны. «К сожалению, это всего лишь компромисс. Следует добраться до истоков проблемы и решить ее», — говорит Роберт Лефевер, директор Promis Recovrey Center, центра, где изучаются и лечатся такие болезни, как алкоголизм и нарко- или шопинг-мания. — «Вряд ли шопинговый маньяк сможет освободиться от своей зависимости при помощи лекарственных препаратов».

    «Химия» зачастую только приглушает симптомы, но не ликвидирует их источник. Ведь в основе шопингомании лежат сугубо психологические, а не медицинские проблемы. Психологи считают, что существует два типа шопингомании — личностная и подсознательная. Личностные шопингоманы — люди эмоционально неуравновешенные, капризные, даже истеричные. Часто это дети-одиночки или младшие дети в семье, которых родители баловали подарками. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие (и часто абсолютно ненужные) вещи. И легко могут потратить впустую все свои сбережения. Дело в том, что они с детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить свою внутреннюю жизнь чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления (демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом привлечь к себе внимание.

    У «подсознательных» шопингоголиков все наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым не хватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсировать недостаток родительской любви (как настоящий, так и мнимый, придуманный ими) тем, что тратят кучу денег на подарки для себя, любимого. «Никто меня не любит, но зато я сам себя очень люблю». Подсознательное желание, которое движет ими — чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как правило, больше вещей полезных и практичных, нежели личностные шопингоголики.

    Если  женщины-шопингоманки чаще всего предпочитают покупки, связанные с внешним  видом: платья, туфли, косметика, драгоценности, то мужчины покупают вещи, которые  считаются символом власти и престижа: сотовые телефоны, компьютеры, спортивные тренажеры или автомобили. Нередко таким образом мужчина пытается купить то, чего ему недостает в самом себе. Например, уверенность.

    Допустим, человек имеет вполне хороший  и надежный автомобиль, хотя уже  и не очень новый. Но тут появляется новая модель, более современная, с более мощным мотором. Появляется соответствующая реклама этой машины. Агрессивные рекламные ролики постоянно вдалбливают в подсознание, что «настоящий мужик» (особенно если он хочет иметь успех у противоположного пола), должен ездить на автомобиле именно этой марки. Что это «круто», это «престижно» и т.д.. И человек уже сам хочет поменять себе авто, хотя может и не до конца понимает технические преимущества новинки, да и сам смысл этой покупки. Единственное, что для него действительно важно — это задекларированная мощность мотора, его сила, а также те успех и энергия, которые излучают герои рекламных роликов — то есть то, что ему самому хотелось бы иметь в своей жизни. Но силы у него маловато, и он переносит это свое желание на автомобиль, ищет в нем в то, чем сам лично не обладает. Он не осознает, что вместо подлинной силы и уверенности в себе он покупает всего лишь символический суррогат, ловко подсунутый ему маркетологами и рекламщиками. 

    1.3.Исследования  шопоголии

 

    Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу  несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - адддиктология  или наука о зависимостях.

    Сегодня аддиктология3 занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, теперь уже привычные компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, а также и вполне экзотические пищевые, любовные и сексуальные, зависимости от людей, предметов и событий и многие другие.

    Шейнов  В.П. рассматривает психологические  механизмы манипулирования, среди  которых эксплуатация потребностей человека, использование знаний человеческих слабостей и типичных психологических особенностей людей и др. Раскрываются различные приёмы воздействия на человека и скрытого управления людьми. При этом рассказывается о скрытом воздействии, как в деловом, так и в личном общении, а также в политике, рекламе.

    Аддиктивное повеление, в том числе шопоголию, рассматривает Черняева Г.В.

    Реан  А.А. рассматривает методы диагностики  различных личностных качеств: мотивации, самооценки, направленности личности, в том числе профессиональной, агрессивности, маскулинности — фемининности личности, акцентуации личности и её социальной адаптации и др. Среди представленных методик и такие известные, как тест Айзенка на экстраверсию и нейротизм, дифференциально-диагностический опросник для профотбора Е. А. Климова, патохарактерологический опросник А. Личко, так и менее известные методы психодиагностики, но все они проверены на практике и хорошо себя зарекомендовали.

    Компания Profi Online Research опубликовала результаты исследования распространения вредных  привычек среди современного российского общества. Исследование, проведенное в апреле-мае 2007 года, выявило интересные факты, которые позволяют судить о вредных привычках россиян. Вредные привычки, в которых россияне готовы признаваться - это, как правило, курение, употребление нецензурных выражений ("мата"), регулярное злоупотребление алкоголем и игромания.

 

    2. Исследование людей,  страдающих шопингоманией 

    2.1. База исследования

 

    Для выявления наиболее типичного социально-психологического портрета женщин, страдающих шопингоманией мною было проведено психодиагностическое исследование 30 женщин с использованием сокращенной методике MMPI и теста на самооценку и уровень притязания. В исследовании также участвовала контрольная группа из 30 человек.

    Среди исследованных преобладали женщины в возрасте от 25 до 50 лет (90%), с высшим образованием (67%), служащие (60%) с доходом выше среднего (83%), состоящие в браке (60%) с одним ребенком (47%) или без детей (27%). Для данных женщин характерна неадекватно высокая (40%) или низкая (30%) самооценка, наряду с низким (50%) или умеренным (50%) уровнем притязаний. Для женщин с неадекватно завышенной самооценкой характерно неправильное представление о себе, игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самой себя, своих поступков и дел; искажение восприятия окружающей действительности и обвинение окружающих во всех своих ошибках. Высокая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания говорит о том, что такие женщины избегают социальной активности и трудных, ответственных дел и целей (так называемая "социальная хитрость").

    MMPI, шкала самооценки и оценки  уровня притязаний являются опросниками  самоотчета. В такого типа исследовании  испытуемым предлагают отвечать  письменно на бланке на вопросы,  касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и т.д., т.е. субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда»). Характерная особенность тестов самоотчета состоит в том, что варианты ответов здесь откалиброваны. Поэтому люди, пользующиеся этими тестами должны выбирать между ответами «верно» и «не верно», согласием или не согласием, или же они должны выбирать из альтернатив, варьирующих от «нет это не так» до «совершенно верно» и т.д. объективность достигается путем ограничения степеней свободы, имеющихся у испытуемого при ответе на пункты теста. Шкала самооценки и оценки уровня притязаний - одномерные тесты, MMPI – многомерный тест, измеряющий одновременно несколько личностных характеристик. Преимущество MMPI в том, что он дает более полное представление о личности.

    Методики  самоотчета я выбрала по причинам:

    - Тесты самоотчета дают более полную, определенную информацию о личности, чем не регулярно получаемые сведения. В данном случае возможные личные предубеждения или теоретические пристрастия исследователя компенсируются таким достоинством метода, как объективность подсчета результатов.

    - С этими тестами легко может  работать человек, имеющий относительно  небольшую подготовку.

    - Тесты самоотчёта обладают большой  надёжностью по сравнению с  другими методами.

    - Многомерные опросники позволяют  измерять одновременно несколько личностных особенностей. 

    2.2. Анализ и интерпретация  результатов

 

    Исследования  личностных особенностей женщин, страдающих шопингоманией по MMPI показали такие  результаты:

 

    

    Результаты  исследования личностных особенностей по MMPI

    № исп.     Возраст     L     F     K     1     2     3     4     6     7     8     9
    1     20     0     0     3     10     11     13     12     7     16     15     6
    2     26     1     1     6     10     5     13     7     4     13     13     7
    3     25     0     1     4     6     2     9     10     6     12     13     7
    4     29     0     1     6     6     5     7     7     2     10     11     3
    5     27     1     3     5     7     3     10     5     5     11     11     5
    6     24     0     0     7     9     9     8     11     7     14     15     8
    7     48     0     0     8     6     5     9     10     3     14     14     9
    8     26     2     3     7     5     4     4     11     2     10     11     6
    9     26     1     2     8     5     4     5     7     1     8     9     6
    10     50     1     1     6     7     7     7     12     4     9     11     5
    11     18     0     2     10     7     3     8     8     2     13     12     6
    12     30     0     1     7     10     8     11     11     9     17     17     17
    13     26     2     1     7     5     5     11     6     5     12     10     6
    14     30     0     1     8     12     11     17     13     6     20     19     8
    15     34     0     1     7     7     2     8     9     4     15     14     9
    16     29     1     1     9     7     9     9     11     1     16     5     5
    17     38     1     0     11     11     9     14     12     3     16     14     7
    18     27     2     2     8     6     5     9     10     4     11     13     4
    19     50     1     2     7     7     7     7     9     5     13     13     6
    20     29     0     3     10     8     6     9     10     4     16     15     5
    21     35     1     0     9     7     8     10     14     8     17     16     7
    22     34     2     1     8     5     2     7     7     3     10     12     6
    23     30     0     0     4     13     12     15     11     5     16     16     9
    24     34     0     2     8     8     9     12     12     6     18     14     6
    25     30     2     3     7     6     5     7     7     4     11     11     6
    26     21     0     0     2     6     7     8     7     8     13     14     9
    27     25     1     2     5     10     7     10     11     6     15     15     10
    28     25     2     1     6     7     6     7     8     4     15     11     7
    29     25     1     3     7     6     7     9     12     5     11     13     7
    30     25     2     1     11     8     4     10     9     2     12     12     4

Информация о работе Сравнительный анализ психологических аспектов личности. Шопоголия