Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:57, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Конфликт его понятие и сущность ……………………………………………4
2 Структура конфликта ………………………………………………………….5
3 Способы предупреждение конфликта…………………………………………7
3.1Профилактика и прогнозирование конфликтов……………………………10
3.2 Технология предупреждения конфликтов…………………………………12
3.3 Приемы предупреждения конфликтов……………………………………..13
4 Толерантность как способ разрешения и предупреждения…………………14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.
Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.
Говоря
о балансах ролей, взаимозависимости
в решениях и действиях, услуг, ущерба,
самооценки и внешней оценки как
предпосылках предупреждения конфликтов,
необходимо подчеркнуть, что речь идет
не об объективном, а о субъективно оцениваемом
балансе. Потенциальной предпосылкой
конфликта может быть субъективно оцениваемое
нарушение баланса, которое превосходит
опять-таки субъективно оцениваемую партнерами
допустимую величину.
3.2 Технология предупреждения конфликтов
Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Предконфликтная
ситуация возникает обычно не внезапно,
а постепенно. Важно вовремя определить,
что эмоциональный накал спора
начинает превышать допустимый, и
грамотно прекратить его. Признаками обострения
спора могут быть мимика, покраснение
лица, жесты, содержание, темп и тембр речи.
Грамотно прекратить или сгладить спор
можно следующими приемами: сказать, что
в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент;
свести проблему к шутке; перевести разговор
на другую тему; уступить, если проблема
спора не особенно важна для вас, и словесная
уступка не обязывает к каким-то действиям
по ее реализации; сказать, что Вы не успели
всесторонне разобраться в проблеме и
предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению,
например, завтра (когда эмоции улягутся).
3.3 Приемы предупреждения конфликтов
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:
- определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
-
понимать партнера по
-
проявлять терпимость к
-
заботиться о снижении своей
относительно устойчивой
-
управлять своим текущим
-
быть внутренне готовым к
- общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
-
сохранять конструктивные
4 Толерантность как способ разрешения и предупреждения
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции — полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл— достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.
Толерантность в общении — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:
• предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;
• насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;
• экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;
• эксплуатация;
• дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия.
Нетерпимость
носит зачастую не открыто высказанную
позицию, а скрытую, неявную. При
изучении толерантности наших студентов,
например, задавали всем один и тот же
вопрос: следует ли человеку соблюдать
законы, должен ли человек в нашей стране
подчиняться определенным правилам, нормам
поведения? Почти все отвечали утвердительно.
Когда же задавали вопросы более конкретные,
касающиеся каждого лично (как поступить
с тобой, если ты нарушил правила дорожного
движения; как ты будешь действовать, за
категоричностью правильных суждений
появлялись двойственные позиции, за осуждением
другого человека проступала нетерпимость.
Причем речь идет не о юношеской нетерпимости,
а о категоричности суждений.
Основные критерии толерантности:
• позиция на равных и учет интересов другого;
• отказ от насилия;
• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
• подчинение правилам, законам (по доброй воле);
• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);
•
способность сохранять
•
способность личностного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, можно сделать следующие выводы:
1.
Конфликт – это наличие
2.
В основе предупреждения
3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.
4.
Важной составляющей
5. Толерантность предполагает готовность
человека принять других такими, какие
они есть, и взаимодействовать с ними на
основе согласия. Это активная позиция
сторон, заинтересованных в совместном
результате, который должен способствовать
пониманию, развитию отношений и т.д.
1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности .– 2006. - № 1.
2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
4. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003.
5. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — 3-е изд. — СПб., 2004.
6.Конфликты:
борьба, взаимодействие, сотрудничество:
Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. —
М., 2007.
Республиканское
государственное казенное предприятие
«Национальный центр оценки качества
образования» Министерства образования
и науки Республики Казахстан (далее -
Центр) создано в соответствии с постановлением
Правительства Республики Казахстан №
405 от 29 апреля 2005 года.
Центр является
головной организацией, осуществляющей
координацию действий субъектов в инфраструктуре
Национальной системы оценки качества
образования в проведении образовательного
мониторинга, основными задачами которого
являются формирование целостного представления:
о состоянии
системы образования Республики
Казахстан;
о качественных
и количественных изменениях в системе
образования РК;
о тенденциях в
развитии всей системы образования
в контексте международного сопоставления;
а также выработка
предложений и рекомендаций:
по повышению
качества образования;
по совершенствованию
механизма управления сферой образования.
Целью деятельности
Центра является участие в создании
и обеспечении функционирования
системы оценки качества образования,
способствующей конкурентоспособности
как системы образования на международном
образовательном пространстве, так и специалистов
на рынке труда.
Информация о работе Способы и приемы профилактики конфликтов