Способы и приемы профилактики конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:57, реферат

Краткое описание

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Конфликт его понятие и сущность ……………………………………………4
2 Структура конфликта ………………………………………………………….5
3 Способы предупреждение конфликта…………………………………………7
3.1Профилактика и прогнозирование конфликтов……………………………10
3.2 Технология предупреждения конфликтов…………………………………12
3.3 Приемы предупреждения конфликтов……………………………………..13
4 Толерантность как способ разрешения и предупреждения…………………14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

      Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

      Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

      Говоря  о балансах ролей, взаимозависимости  в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как  предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.  
 

3.2 Технология предупреждения  конфликтов

         Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

      Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.

      Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора  начинает превышать допустимый, и  грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).  
 
 
 

3.3 Приемы предупреждения  конфликтов

      Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда  именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:

       - определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

      - понимать партнера по взаимодействию  и не идти на конфликт, если  нет уверенности в том, что  партнером его мотивы правильно поняты.  

      - проявлять терпимость к инакомыслию. 

      - заботиться о снижении своей  относительно устойчивой тревожности  и агрессивности. 

      - управлять своим текущим психическим  состоянием, избегать предконфликтных  ситуаций при переутомлении или  перевозбуждении.  

      - быть внутренне готовым к решению  возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежание или уступки.

      - общаться с людьми, проявляя искреннюю  заинтересованность в партнере  по общению. 

      - сохранять конструктивные способы  взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

4 Толерантность как  способ разрешения  и предупреждения

      В научной литературе толерантность  рассматривается, прежде всего, как  уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.

      Толерантность предполагает готовность человека принять  других такими, какие они есть, и  взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность  не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции — полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл— достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

      Толерантность в общении — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные  ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

      • предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как  о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;

      • насилие в поступках и в  речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

      • экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

      • эксплуатация;

      • дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия.

      Нетерпимость  носит зачастую не открыто высказанную  позицию, а скрытую, неявную. При  изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений. 

      Основные  критерии толерантности:

      • позиция на равных и учет интересов  другого;

      • отказ от насилия;

      • осознанное отношение к себе, к  другому, к обществу;

      • подчинение правилам, законам (по доброй воле);

      • позитивные цели (нацеленные на результат  и выраженные позитивной лексикой);

      • способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных  ситуациях;

      • способность личностного выбора. 

  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, можно сделать следующие выводы: 

      1. Конфликт – это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий,  если речь идет о взаимодействии  людей. Конфликт представляет  собой явление, которое играет  особую роль в психической  жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.

      2. В основе предупреждения конфликтов  лежат нравственные нормы и  моральные ценности человека, которые  обозначают наши представления  о добре и зле, правильном  и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.

      3. Профилактика конфликта важна  как в социальном плане, так  и в личностном. Одним из ее  условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

      4. Важной составляющей предупреждения  конфликта также является осознанное  отношение к собственным психологическим  проблемам, понимание важности  самоисследования и самоизменения,  свободное и осознанное принятие  толерантности как нормы существования и сосуществования.

        5. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д. 

  
 
 
 

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1.   Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности .– 2006. - № 1.

2.   Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.

3.   Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

4.   Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003.

5. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — 3-е изд. — СПб., 2004.

6.Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. — М., 2007. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Республиканское государственное казенное предприятие  «Национальный  центр оценки качества образования» Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Центр) создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 405 от 29 апреля 2005 года. 

Центр является головной организацией, осуществляющей координацию действий субъектов в инфраструктуре Национальной системы оценки качества образования в проведении образовательного мониторинга, основными задачами которого являются формирование целостного представления: 

о состоянии  системы образования Республики Казахстан; 

о качественных и количественных изменениях в системе  образования РК; 

о тенденциях в  развитии всей системы образования  в контексте международного сопоставления; 

а также выработка  предложений и рекомендаций: 

по повышению  качества образования; 

по совершенствованию механизма управления сферой образования. 

  

Целью деятельности Центра является участие в создании и обеспечении функционирования системы оценки качества образования, способствующей конкурентоспособности  как системы образования на международном образовательном пространстве, так и специалистов на рынке труда. 

Информация о работе Способы и приемы профилактики конфликтов