Конфликты и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

По своей природе конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Файлы: 1 файл

СРС Психология (2).docx

— 29.36 Кб (Скачать)

Конфликты и способы их разрешения

 

Природа и типология конфликтов

По своей  природе конфликт - это важнейшая  сторона взаимодействия людей в  обществе, своего рода клеточка социального  бытия. Это форма отношений между  потенциальными или актуальными  субъектами социального действия, мотивация  которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и  потребностями. Существенная сторона  социального конфликта состоит  в том, что эти субъекты действуют  в рамках некоторой более широкой  системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под  воздействием конфликта.

Каждая сторона  воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

1) степень значимости  более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие  из предшествующего состояния  и его дестабилизации - все это  может быть обозначено как  оценка доконфликтной ситуации;

2) степень осознания  собственных интересов и готовность  пойти на риск ради их осуществления;

3) восприятие  противостоящими сторонами друг  друга, способность учитывать  интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта  могут быть обозначены следующим  образом:

1. Исходное положение  дел; интересы сторон, участвующих  в конфликте; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая  сторона - причины и характер  ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному  процессу; возможность нормального  развития и разрешения конфликта  - изменения исходного положения  дел.

4. Отсутствие  взаимопонимания, т.е. понимания  интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация  ресурсов в отстаивании своих  интересов.

6. Использование  силы или угрозы силой (демонстрация  силы) в ходе отстаивания своих  интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация  контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая  ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание  тупиковой ситуации; поиск новых  подходов; смена лидеров конфликтующих  сторон;

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

Типология конфликтов (от греч. typos – отпечаток, форма logos – учение) – основной вид классификации конфликтов, заключающийся в объединении конфликтов в группы на основе какого-л. существенного признака.

Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

•       по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные);

•       по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие);

•      по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);

•      по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные");

•      по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);

•      по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

•      по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).

 

Понятие межличностного конфликта, динамика  их развития

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Динамика  развития межличностного конфликта, также  имеет ряд особенностей. В этом плане определенный интерес представляет подход Д.Дэна. Он выделяет три основных

уровня развития межличностного конфликта.

1-й  уровень- мелкие неприятности, не представляющие угрозы для межличностных

взаимоотношений.

2-й  уровень- перерастание стычек  в столкновения, расширение круга  причин, вызывающих ссоры, падение уровня и частоты межличностного взаимодействия, снижение

доверия во взаимоотношениях, рост подозрительности.

3-й уровень-  перерастание столкновений в  кризис, окончательное решение о  разрыве

отношений, Взаимодействие становится эмоционально неустойчивым, возрастает вероятность применения духовного и физического насилия.(См. Дэна Д.Преодоление разногласий.

 

Личностные конфликты и их последствия  для человека

«Личностный конфликт представляет собой противоборство 2-ух начал в душе человека, воспринимаемое и чувственно переживаемое человеком  как важная для него психическая  неувязка, требующая собственного разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление». (Гришина Н.В. «Психология конфликта»)

Конфликты этого  вида в психической литературе обозначаются так же, как внутриличностные,  внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, либо просто психические.

Общее значение личных  конфликтов в жизни человека определяется тем, что «в психическом конфликте меняются прежние и формируются новые дела личности; меняется самая структура личности» (Мерлин В.С.) Таким макаром, разрешение личных конфликтов связано с развитием личности. В каждом конфликте человек «вновь и вновь делает свою личность своими поступками»  (Мерлин В.С.)

 Такие конфликты  указывают, на что человеку  необходимо направить внимание  для собственного развития. Потому, когда человек начинает  обучаться созидать проявления конфликта в собственной жизни, уже одно это способствует  его развитию. Хотя это не так просто, самое сложное в жизни человека – быть добросовестным перед самим собой. А так охото закрыть глаза и от всей души веровать (!), что мир такой, каким я его для себя представляю. Феномен, но в самый разгар конфликта многие просто-напросто опровергают его существование. Люди могут всю жизнь биться лбами о стенку, но утверждать, что это нормально, они всегда так жили, и деды их так жили, и прадеды - и ничего.

 

 

Способы решения  конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление.

В любом  конфликте, споре каждый из участников оценивает и соотносит свои интересы и интересы оппонента, задавая себе вопросы: "Что я выйграю? Что я потеряю? Какое значение для оппонента имеет предмет спора?". На основе подобного анализа человек сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения.  Часто отражение подобных интересов происходит неосознанно и тогда поведение конфликтующих сторон насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.  

1. Сотрудничество

В процессе спора  оппоненты находят взаимоприемлемое решение проблемы с учетом законных интересов друг друга. Для принятия общего взаимовыгодного решения  обсуждается и учитывается мнение каждой из сторон.

2. Компромисс

Копромисс характеризуется принятием  одной стороны до некоторой степени точки зрения другой стороны. Стороны идут на взаимные уступки, в следствии чего принимаются "половинчатые" приемлемые для обеих сторон решения.

Часто компромисс  дает возможность  быстро разрешить спор, снимает накопившееся напряжение.

Однако данная стратегия  поведения на ранней стадии развития конфликта сокращает время поиска альтернативного, наиболее правильного  решения проблемы, при этом ущемляются интересы одной или обеих сторон.

3. Игнорирование  (уклонение, уход)

Данная стратегия  поведения подразумевает стремление человека  уклониться от конфликта.

Позиция человека - не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение  конфликта. Он уклоняется от обсуждения вопросов, чреватых разногласиями.  Субъект не желает прилагать усилий для разрешения конфликта, не видит смысла идти на встречу оппоненту.

4. Соперничество  (принуждение)

Субъект ставит свои интересы превыше интересов оппонента, полностью  игнорируя его мнение и доводы. Он настойчиво и агрессивно добивается своей цели. Заставляет всевозможными  способами принять свою точку  зрения. Для принуждения  использует свою власть и  положение.

Соперничество как стиль  будет эффективен там, где руководитель в силу своих знаний  имеет большую власть над подчиненными.

Вероятность того, что будет  принято неверное решение велика. Так как представлена только одна точка зрения другие даже не обсуждаются.

Также данный стиль поведения  может  вызвать возмущение у более образованного и опытного персонала.

5. Приспособление (уступчивость, сглаживание)

Приспособление  предполагает изменение своей позиции, отказ от борьбы и своих интересов.

При таком стиле  человек убежден, что не стоит  ссорится, сердиться, потому что все мы - одна дружная команда и не следует "раскачивать лодку". Его цель - не разрешение конфликта, а сохранение дружеских отношений с оппонентом.  

Такой "сглаживатель" стремится подавить признаки конфликта.  Если пойти на поводу у такого человека проблема, лежащая в основе конфликта забывается, наступает мир и покой. Но проблема остается  и рано или поздно напомнит о себе.

Правильно выбранные  и применяемые приемы поведения в конфликте помогают снизить эмоциональную напряженность, оптимизировать социально-психологический климат в коллективе и найти оптимальное решение проблемы. 

 

Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные.

Ситуативно-конфликтные личности

Для них конфликтность является не свойством  характера, а следствием конкретной ситуации. Их готовность идти на конфликт вызывается отсутствием иного выхода в самой ситуации. Жизненные неурядицы  и неудачи, крушение планов, потеря жизненной перспективы резко  повышает уровень внутренней конфликтности, которая нередко может прорываться  вовне.

Внешние конфликты в  этом случае выступают как форма  снятия внутренних напряжений, как  проявление чувства неполноценности  или недовольства собой, выражение  неудовлетворенной потребности  в самоутверждении.

Ситуативно-конфликтная  личность гораздо в большей мере, чем перманентно-конфликтная личность, способна оценивать ситуацию, осуществлять самоконтроль и легче поддается  управлению извне.

При нормализации обстоятельств, как правило, нормализуется и  их психическое состояние, уровень  конфликтности резко снижается.

Перманентно-конфликтные личности.

Для этих людей  конфликтность является постоянным свойством их поведения, вытекающим из особенностей характера.

1. Необходимо  с пониманием отнестись к тому  факту, что конфликтность – это не вина такой личности, а ее беда. Поэтому надо попытаться не принимать близко к сердцу их нередко бесцеремонное поведение.

2. Необходимо  понять, что конфликтная личность – это человек, который рад бы, да не может контролировать свое поведение.

3. Понимание  первого и второго может значительно  уменьшить число столкновений  и конфликтов в коллективе.

 

Типология психологической защиты личности в  условиях конфликтной ситуации.

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые  ставят под угрозу целостность личности.

Примерами защитных типов поведения могут  быть:

  • агрессия (или нападение на "фрустратора");
  • аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");
  • репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");
  • рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");
  • сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")
  • забывание ;
  • самопрощение ("Да! А что?");
  • проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Информация о работе Конфликты и способы их разрешения