Политические конфликты и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучение факторов, влияющих на выбор способов урегулирования политических конфликтов.
Задачи:
Проанализировать основные подходы к понятию политический конфликт.
Выявить особенности урегулирования политических конфликтов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Конфликт, как сущность……………………………………………….5
Пути и методы разрешения политических конфликтов…………….7
Военный конфликт как особая форма конфликта…………………...11
3.а. Пути разрешения военных конфликтов…….………………………..12
4. Возможность полного устранения конфликтов из жизни общества…..13
Заключение……………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат политология.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Конфликт, как сущность……………………………………………….5
  2. Пути и методы разрешения политических конфликтов…………….7
  3. Военный конфликт как особая форма конфликта…………………...11

   3.а. Пути разрешения военных конфликтов…….………………………..12

4. Возможность  полного устранения конфликтов  из жизни общества…..13

Заключение……………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………..17

 

Введение 

За последние  годы в научную литературу, журналистику, а более того, в официальную  политическую литературу и документы прочно вошло понятие конфликта. Причем, прежде всего политического.

Глубинная причина  конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов  политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон - объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: "Искусство жить вместе". С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

События последних  лет продемонстрировали, что политические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем, что регионы политической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной литературе с потенциальными субъектами международного терроризма.

Объект исследования - политические конфликты.

Предмет исследования - особенности (специфика) урегулирования политических конфликтов

Цель работы - изучение факторов, влияющих на выбор способов урегулирования политических конфликтов.

Задачи:

    1. Проанализировать основные подходы к понятию политический конфликт.
    2. Выявить особенности урегулирования политических конфликтов.

Данной теме посвящено множество научных  трудов, статей и монографий. Тема политических конфликтов актуальна как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей.

 

 

 

  1. Конфликт, как сущность.

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных  сил с целью реализации их интересов  в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана  вся жизнь человека, конфликты  охватывают все сферы общества. Изучением  конфликтов занимается специальная  отрасль науки – конфликтология. На Западе есть солидная школа конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Политический  конфликт - это столкновение противоположных  общественных сил, обусловленное определенными  взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Проблема политического  конфликта стара, как мир. Древние  философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие  философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.

Общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Большой интерес  вызывают те конфликты, которые затрагивают  основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.

Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в  углублении и обострении имеющихся  конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

В чем же причины  конфликтов?

В качестве основной, универсальной причины конфликта  можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются: 

  1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
  2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе и др.

Политический  конфликт – острое столкновение противоположных  сторон, обусловленное взаимопроявлением  различных интересов, взглядов, целей  в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

2. Пути и методы разрешения политических конфликтов

Политическая  наука значительное внимание уделяет  поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:

a) предупредить  возникновение конфликта, либо  воспрепятствовать его разрастанию и распространению;

б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в  открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;

в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;

г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень  открытости политической системы, уровень  сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения  в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач  конкретизируется в соответствии с  основной установкой - либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта  характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны  или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как  от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил  в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:

Мирное разрешение конфликта  включает такие пути и методы:

    • достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

соглашение, основанное на взаимных уступках;

    • истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
    • обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
    • Примирение на основе принуждения, в основе которого:
    1. явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
    1. изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
    2. уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более  точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить "нечестные трюки" соперника. Таким образом, переговорный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой из сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений.

Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Пример политического конфликта - ситуация в Ливии, где повстанцы требовали отставки Муаммара Каддафи, единолично правящего страной с 1969 года. Причём он не занимал никаких формальных государственных должностей и носит титул "Лидер революции". Часть страны находилась под контролем повстанцев, а Каддафи применял против своего народа регулярную армию и самолёты-бомбардировщики. В прессе также появились сообщения о возможном применении биологического оружия.

Другой пример политического конфликта - требование Японией возврата Южных Курил, которые  СССР получил по итогам последней  мировой войны. Визит президента Медведева на острова они восприняли как оскорбление нации.

Конфликт в  Египте происходил между правительством и гражданами страны по поводу власти.

Стороны конфликта:

1. Государственные  институты: правительство Египта  во главе с Хосни Мубараком,  подотчетные ему органы безопасности, секретная полиция и разведовательные службы.

2. Оппозиция  в лице различных политических  организаций: партии и движения. Такие как общественно-политическое  движение "Хватит", Мохамед эль-Барадеи  и его "Национальное объединение  для перемен", либеральные партии Al Wafd и Al Gabha, Братство Мусульман, Клуб судей.

3. Широкие народные  массы недовольных, независимые  СМИ.

4. Третьи стороны:  США, Евросоюз

25 января 2011 года  египтяне начали протесты против  авторитарного правления, низких  стандартов жизни, частично вдохновленные  тунисским восстанием, более135 убитых, более 2000 раненых из-за подавления этих антиправительственных протестов органами безопасности. На следующий день десятки тысяч по всей стране протестовали. Наиболее серьезные насилия происходили в Суэц, Александрии и Каире.

Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения