Социализация и развитие личности в сфере разных подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить степень влияния различных факторов на социализацию человека.
Задачи:
Изучить понятие и сущность социализации личности
Изучить факторы социализации детей
Изучить проблемы социализации детей
Проанализировать исследование «Социального интеллекта» Гилфорда
Провести собственное исследование на определение уровня социализации детей МБОУ «СОШ №6»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Личность и ее социализация
1.1 Понятие личности человека и различные подходы к ее изучению……………………………………………………………………….5-12
1.2 Социализация личности: понятие, сущность, факторы и агенты социализации…………………………………………………………………13-17
1.3 Средства, механизмы и проблемы социализации……………………..17-23
Глава 2. Психологическое исследование
2.1 Анализ психологического исследования «социального интеллекта» Гилфорда……………………………………………………………………...24-34
2.2 Собственное исследование на уровень социализации………………...35-43
Заключение…………………………………………………………………...43-44
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии Сорокина Алена СР 21.docx

— 567.42 Кб (Скачать)

Анализируя полученные результаты, я пришла к следующему выводу, что 48,7% учеников 10-11 классов находятся на стадии «Малыш», 35,3% -на уровне « Подростка», 16%-на стадии «Юноши». Таким образом, никто из опрошенных не достиг уровня социальной зрелости «Взрослый».

Подводя итог проделанной работе, можно смело заявить, что подростки заканчивающие школу еще не до конца прошли успешную социализацию в обществе

 

Заключение

На основании вышеизложенного, я могу смело утверждать, что задачи, поставленные мной  в начале исследования были достигнуты:

  1. Изучено понятие и сущность социализации личности на основе работ ученых таких как  Абраменкова В.В, Аверин В.А, Зауш-Годрон Ш., Фельдштейн Д.И., Абульханова-Славская К. А., Добренков В.И., Леонтьев Д.А., Райс Ф.М.
  2. Изучены такие факторы социализации детей как мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы
  3. Изучены проблемы социализации детей на примере школы как вторичного агента социализации.
  4. Проанализировано исследование «Социального интеллекта» Гилфорда
  5. Проведено собственное исследование на определение уровня социализации детей МБОУ «СОШ № 6», и были выявлены такие результаты: 48,7% учеников 10-11 классов находятся на стадии «Малыш», 35,3% -на уровне « Подростка», 16%-на стадии «Юноши», никто из опрошенных не достиг уровня социальной зрелости «Взрослый».

Данное исследование проводилось, так как проблема успешной социализации в обществе индивидов есть и будет  актуальной, пока будут существовать люди, пока будет существовать общество и общественные отношения.

Данный факт подтверждают два психологических исследования: Тест на уровень социализации и психологическое исследование Гилфорда на социальный интеллект, с помощью которых можно выявить закономерности формирования личности в зависимости от разных факторов, которые влияют на  индивида в период становления и развития.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М, 2000.

  1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности/ К.А.Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980
  2. Гулина М.А. Психология социальной работы/М.А.Гулина.-М,2001
  3. Добренков В.И.Социология/ В.И. Добренков.-М.,-2002
  1. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004.

  1. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол.— 1989.— №3.

  1. Психологические тесты / Под ред. Э.Р. Ахмеджанова. - М., 1995.

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

  1. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.— М.; Воронеж, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Субтест №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Субтест №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Субтест №3

1. Человек – своему товарищу: «Вы великолепны».

1. Довольный служащий – своему  начальнику. 
2. Благодарный ученик – своему преподавателю. 
3. Недовольный человек – своему знакомому.

2 . Продавец – покупателю: «Вы  получите, что надо».

1. Улыбающийся преподаватель –  студенту. 
2. Врач – пациенту. 
3. Рассерженный милиционер – канючащему пьянице.

3. Судья – победителю: «Поздравляю».

1. Отец – победителю. 
2. Друг – победителю. 
3. Проигравший – победителю.

4. Гордый отец – другу: «Посмотри  на нее».

1. Ревнивая девушка – другу. 
2. Обрадованный мальчик – другу. 
3. Восхищенная девушка – другу.

5. Человек – своему другу: «Что  ты делаешь?».

1. Рассерженная мать – ребенку. 
2. Заинтригованный прохожий – играющему ребенку. 
3. Учитель – примерному ученику.

6. Врач – больному ребенку: «Прими-ка  это».

1. Мать – сыну. 
2. Боец – противнику. 
3. Нагруженная жена – мужу.

7. Официантка – клиенту: «Чем  я могу Вам помочь?».

1. Психиатр – пациенту. 
2. Прохожий – пострадавшему в аварии. 
3. Гид – туристу.

8. Преподаватель – студенту: «Ты  можешь сделать это лучше».

1. Жена – мужу. 
2. Мать – ребенку. 
3. Тренер – спортсмену.

9. Отец – сыну: «Ты мне нравишься».

1. Брат – сестре. 
2. Молодой человек – подруге. 
3. Племянник – тетке.

10. Начальник – рабочему: «Это  хорошо».

1. Поклонник – артисту. 
2. Преподаватель – студенту. 
3. Разгневанный ребенок – побитому им сопернику.

11. Мать – бегущему ребенку: «Тише!».

1. Рассерженный отец – кричащему  сыну. 
2. Пассажир – водителю. 
3. Прохожий – неосторожному ребенку.

12. Страховой агент – клиенту: «Распишитесь здесь, пожалуйста».

1. Администратор гостиницы –  клиенту. 
2. Коллекционер автографов – «звезде». 
3. Кассир – вкладчику.


 

 

 

Приложение №5

Субтест №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Бланк ответов

Ф.И.О.__________________________________ Дата _____________ 
Возраст _____________________ Пол ______________

 

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

пример

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

1

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

2

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

3

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

4

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

5

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

6

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

7

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

8

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

9

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

10

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

11

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

12

1 2 3

1 2 3 4

1 2 3

1 2 3 4

13

1 2 3

1 2 3 4

 

1 2 3 4

14

1 2 3

1 2 3 4

 

1 2 3 4

15

 

1 2 3 4

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

Правильные ответы к тестам

Правильные ответы:

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1

2

1

3

4

2

2

4

3

3

3

2

3

3

3

4

3

3

1

2

5

1

2

1

1

6

3

1

2

1

7

3

2

2

4

8

3

2

1

1

9

3

1

2

1

10

3

4

3

2

11

3

1

1

1

12

1

1

2

2

13

1

2

 

2

14

2

4

 

1

15

 

4

   

 

Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)

Стандартные значения

Субтесты

Композитная оценка

 

1

2

3

4

 

1

0 – 2

0 – 2

0 – 2

0 – 1

0 – 12

2

3 – 5

3 – 5

3 – 5

2 – 4

13 – 26

3

6 – 9

6 – 9

6 – 9

5 – 8

27 – 37

4

10 – 12

10 – 12

10 – 11

9 – 11

38 – 46

5

13 – 14

13 – 15

12

12 – 14

47 – 55


 

 

 

 

 

 

Приложение №8

    1. Комфортнее всего я чувствую себя среди похожих на меня людей. 
      2. Я чувствую себя обязанным помогать несчастным и обездоленным. 
      3. Я очень суеверен. 
      4. Занимайся своим делом и не вмешивайся в мои. 
      5. Жизнь - это соревнование, и ты должен быть впереди того, кто бежит по соседней дорожке. 
      6. Люди незнакомые, тем более иностранцы, вызывают у меня ощущение неудобства, неловкости. 
      7. По большей части жизнь - очень сложная штука. 
      8. Я - это одно, а окружающий меня мир - совсем другое. 
      9. Природа — наш главный учитель. 
      10. Мне нравится крепко поработать и выбиться вперед. 
      11. Что действительно необходимо этой стране, так это побольше порядка и строгости закона. 
      12. Сердце мое открыто для людей. 
      13. В мире так много нового, неожиданного, поражающего воображение. 
      14- Душе нужны неоткрытые земли. 
      15. Главное в жизни - это успех. 
      16. Никогда не следует забывать о вирусах и микробах — они проникают повсюду 
      17. Я хочу лучше себя узнать. 
      18. Мои родственники, клан, компания - все на свете для меня, без них я просто не мог бы жить. 
      19. Я верю, что между людьми существует глубокая духовная связь. 
      20. Я способен постоянно думать о том, как извлечь пользу из вещи или события. 
      21. Я все тщательно мою и вытираю — слишком чисто никогда не бывает. 
      22. Мне нравится изучать людей и разбираться в том, почему они поступают именно так, а не иначе. 
      23. В жизни все так запутано — я часто даже не понимаю, что к чему. 
      24. Я не могу причинить другому боль, не причиняя ее себе. 
      25. Люди слишком много о себе думают — лучше бы столько же работали. 
      26. Людям следует знать свое место. 
      27. Я часто прихожу в замешательство и ищу ответы на мучающие меня вопросы. 
      28. Я часто чувствую себя потерянным, и мне нужен человек, способный научить, что нужно делать. 
      29. В конце концов, все проблемы по большому счету будут решены. 
      30. Вокруг столько лентяев, которым никогда не добиться успеха в жизни. 
      31. Старое и испытанное - лучше всего. 
      32. Меня интересуют различные религии мира — в каждой из них есть частица правды. 
      33. Я сторонник естественного отбора — побеждает сильнейший. 
      34. Духу закона я верю больше, чем букве. 
      35. Глупец с деньгами быстро расстается — он и заслуживает то, что имеет. 
      36. Я делаю так, как говорит мой врач, - докторам лучше знать. 
      37. Я люблю пробовать новые блюда. 
      38. Насколько я понимаю, каждый в жизни должен поступать так, как ему нравится. 
      39. Свободное от работы время я посвящаю своим собственным интересам. 
      40. Я верю в прогресс, любое коммерческое начинание должно быть по достоинству вознаграждено. 
      41. Я обычно поступаю так, как мне говорят. 
      42. Я верю, что по большому счету все мы — братья и сестры в этом мире. 
      43. Иногда пытки просто необходимы.  
      44. Окружающие иногда считают мои проступки эксцентричными; у меня есть собственные представления, идущие вразрез с общепринятыми. 
      45. Людям следует дать свободу в разработке природных ресурсов. 
      46. Если не соблюдать заповедей, Господь обязательно накажет. 
       
      47. Я еще не пришел к ясному пониманию собственного предназначения в этой жизни. 
      48. Каждый в этом мире — сам за себя. 
      49. Я хочу быть таким, какой я есть. 
      50. Свободное предпринимательство — это как раз то, что нужно: никто не имеет права вмешиваться в чужие дела. 
      51. Я верю в добро и зло, правду и неправду. 
      52. Когда у меня возникают проблемы, я всегда обращаюсь окружающим за помощью. 
      53. Если кто-то стоит у тебя на пути — избавься от него. 
      54. Иногда я замечаю, что у меня развита интуиция, возможно, даже слишком развита. 
      55. Мне в голову приходят отличные идеи. Людям следует быть похожими на меня. 
      56. Искушение дьявола или сатаны действительно имеет большую силу.  
      57. У меня были моменты, когда я подумывал, уж не сошел ли я с ума. 
      58. Соблюдающий правила игры — наивный простак. 
      59. Прежде чем съесть сыр и хлеб, я обрезаю у них корочку. 
      60. Те, кто обращается к психиатру, просто сумасшедшие — я не из их числа. 
      61. Мне нравятся старые добрые традиции и старинные украшения. 
      62. Я часто имел дело с людьми, которые меня не понимали. 
      63. Я все время выгляжу несколько испуганным или настороженным. 
      64. Окружающие считают меня добрым и сострадательным. 
      65. Важно уметь правильно себя преподнести: это уже само по себе — половина дела. 
      66. Мне не нравятся незнакомые и заграничные продукты, 
      67. Я люблю животных; иногда они кажутся мне большими друзьями, чем люди. 
      68. Есть несколько этнических групп которые затевают все время беспорядки. Нужно их каким-то образом держать в узде. 
      69. Я ощущаю в себе глубокую духовность, которую нет необходимости связывать с религией. 
      70. Первое впечатление наиболее важное. Вы с самого начала должны сделать решительны шаг к успеху. 
      71. Хороша она или нет, мне нравится моя страна. 
      72. Я считаю, что у животных есть свои права. 
      73. Только запугиванием и можно по-настоящему добиться того, чего хочешь. 
      74. Я ощущаю глубокую сзязь с природой и животными. 
      75. Одежда делает и мужчину, и женщину. 
      76. Животные разносят столько микробов! 
      77. Я считаю, что окружающая среда должна быть защищена от безжалостного разграбления.

Информация о работе Социализация и развитие личности в сфере разных подходов