Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:31, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: Понять как происходит процесс социализации личности.
Задачи: 1. Понять, что такое социализация и как она протекает.
2.Изучить понятие личности как непосредственного объекта процесса социализации.
3.Проведение социологического опроса.
Существует
человечество как специфическая
материальная реальность. Но человечество
как таковое самостоятельно не существует.
Живут и действуют конкретные
люди. Существование отдельных
Цель моей курсовой работы: Понять как происходит процесс социализации личности.
Задачи: 1. Понять, что такое социализация и как она протекает.
2.Изучить понятие личности как непосредственного объекта процесса социализации.
3.Проведение социологического опроса.
Человек
не рождается с готовыми способностями,
интересами, характером и т.п. Эти
свойства формируются при жизни
человека, но на определенной природной
основе. Наследственная основа человеческого
организма (генотип) определяет его
анатомо-физиологические
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень
развития личности определяется характерными
для нее отношениями. Низкие уровни
развития личности характеризуются
тем, что ее отношения обусловлены
в основном утилитарными, меркантильными
интересами. Наиболее высокий уровень
развития личности характеризуется
преобладанием общественно
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности).
Личность
является объектом изучения ряда гуманитарных
наук, прежде всего, философии, психологии
и социологии. Философия рассматривает
личность с точки зрения ее положения
в мире как субъекта деятельности,
познания и творчества. Психология
изучает личность в качестве устойчивой
целостности психических
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.
Личность
как субъект социальных отношений,
прежде всего, характеризуется автономностью,
определенной степенью независимости
от общества, способной противопоставить
себя обществу. Личная независимость
сопряжена с умением
Самосознание
личности трансформируется в жизненную
позицию. Жизненная позиция представляет
собой принцип поведения, основанный
на мировоззренческих установках, социальных
ценностях, идеалах и нормах личности,
готовности к действию. Значение мировоззренческих
и ценностно-нормативных
1) концепцию жизни и ценностные ориентации;
2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.
Низшие – поведение в
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
1.1 Личность и основные факторы ее развития
Личность
является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются
одинаково двумя разными
Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. Мы же должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Очень точным выглядит определение личности данное В. Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:
1)
биологическая
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические
2.Социализация личности
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Человек
– существо социальное. Однако ни один
человек не рождается готовым членом общества.
Интеграция индивида в общество – длительный
и сложный процесс. Он включает в себя
усвоение социальных норм и ценностей,
а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двум взаимно переплетающимся
направлениям. С одной стороны, включается
в систему социальных отношений, индивид
усваивает культурный опыт своего общества,
его ценности и нормы. В данном случае
он является объектом общественного воздействия.
С другой стороны, социализируясь, человек
все шире и активнее участвует в делах
общества и дальнейшем развитии его культуры.
Здесь он выступает уже как субъект социальных
отношений.
В структуру социализации включаются
социализант и социализатор, социализирующее
воздействие, первичная и вторичная социализация.
Социализантом является индивид, подвергающийся
социализации. Социализатор – окружение,
оказывающее социализирующее влияние
на человека. Обычно это агентуры и агенты
социализации. Агентурами социализации
являются институты, оказывающие социализирующее
влияние на индивида: семья, учреждения
образования, культуры средства массовой
информации, общественные организации.
Агентами социализации выступают лица,
непосредственно окружающие индивида:
родственники, друзья, педагоги и т.п. Так,
для студента учебное заведение является
агентурой социализации, а декан факультета
– агентом. Действия социализаторов, направленные
на социализантов, называются социализирующим
воздействием.
Социализация – это процесс, который
продолжается всю жизнь. Однако на различных
этапах ее содержание и направленность
могут меняться. В связи с этим выделяют
первичную и вторичную социализацию. Под
первичной социализацией понимается процесс
формирования зрелой личности. Под вторичной
– освоение специфических ролей, связанных
с разделением труда. Первая начинается
в младенчестве и осуществляется вплоть
до формирования социально зрелой личности,
вторая – в период социальной зрелости
и продолжается всю жизнь. Как правило,
с вторичной социализацией связаны процессы
десоциализации и ресоциализации. Десоциализация
означает отказ личности от ранее усвоенных
норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация
сводится к усвоению новых правил и норм
взамен утраченных старых.
Итак, под социализацией понимают весь
многогранный процесс очеловечивания
человека, включающий в себя как биологические
предпосылки, так и непосредственно само
вхождение индивида в социальную среду
и предполагающее: социальное познание,
социальное общение, овладение навыками
практической деятельности, включая как
предметный мир вещей, так и всю совокупность
социальных функций, ролей, норм, прав
и обязанностей и т.д.; активное переустройство
окружающего (природного и социального)
мира; изменение и качественное преобразование
самого человека, его всестороннее и гармоничное
развитие.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация
охватывает все процессы приобщения
к культуре, обучения и воспитания,
с помощью которых человек
приобретает социальную природу
и способность участвовать в
социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
2.1Групповой опыт и личностный опыт
В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного “Я” . Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.