Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:31, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: Понять как происходит процесс социализации личности.
Задачи: 1. Понять, что такое социализация и как она протекает.
2.Изучить понятие личности как непосредственного объекта процесса социализации.
3.Проведение социологического опроса.
Предписанные
и достигаемые статусы
3.1 Ролевое поведение
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.4
В
то время как ролевое поведение,
как правило, состоит в бессознательном
исполнении ролей, в некоторых случаях
оно является высокосознательным; при
таком поведении лицо постоянно
изучает собственные усилия и
создает желательный образ
Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Процесс
социализации достигает определенной
степени завершенности при
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Социологический опрос
1. К какому типу личности Вы себя относите?
- социализированная – 87%
- десоциализированная – 13%
- психически аномальная – 0%
2. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование личности?
- семья – 66%
- окружение – 80%
- наследственность – 33%
3. Какой институт наиболее сильно оказывает на Вас социализирующее влияние?
- семья – 80%
- сверстники – 13%
- затруднились ответить – 7%
4. Относите ли Вы себя к успешно социализированной личности?
- да – 80%
- нет – 20%
5. Ориентировались ли Вы когда-нибудь на социальное поведение другого человека?
- да – 93%
-нет – 7%
6. Если да, кто это был?
- близкие люди (мама, друзья) – 53%
- затруднились ответить – 47%
7. Считаете ли Вы процесс социализации важным?
-да – 100%
- нет – 0%
8. Устраивают ли Вас те социальные роли, которые Вы играете?
- да – 73%
- нет – 7%
- не полностью – 20%
9. Какую социальную роль Вы считаете основной?
- студент – 33%
- семья (отец, сын, мать…) – 33%
- затруднились ответить – 34%
10. Соответствует ли Ваша социальная роль Вашему социальному статусу?
- да – 66%
- нет – 34%
Исходя из результатов проведенного нами социологического опроса, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных являются успешно социализированными личностями и хорошо адаптируются в обществе.
Опираясь на все вышеизложенное можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человека станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.
Список литературы
1. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: Александр Асмолов — Москва, Смысл, Академия, 2010 г
2. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Добренков В.И. – Социология. – М., - 2004
4.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
5.Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
6.Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998
7. Общая социология./ Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И./ Хрестоматия. М., 2006
8. Социализация человека/. Мудрик А. В. М.:/ ИНФРА, 2007
9. Социология/. Волков Ю. Г., Мостовая И. В/: Учебник для вузов , М.: - 2001.
10. Социализация личности. Шашунов Н.Н.. - М., 1999./. Робер М.А., Тильман Ф. М.: ИНФРА, 1999.
1 Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: Александр Асмолов — Москва, Смысл, Академия, 2010 г
2 Социализация человека/. Мудрик А. В. М.:/ ИНФРА, 2007
3 Добренков В.И. – Социология. – М., - 2004
4 Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998