Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы: Понять как происходит процесс социализации личности.
Задачи: 1. Понять, что такое социализация и как она протекает.
2.Изучить понятие личности как непосредственного объекта процесса социализации.
3.Проведение социологического опроса.

Файлы: 1 файл

sotsiologia.docx

— 49.69 Кб (Скачать)

Предписанные  и достигаемые статусы принципиально  различны, но, несмотря на это, они могут  взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче  достичь статуса президента или  премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно  сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и  сыном крестьянина – с другой. Основное социальное положение в  обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым  с помощью способностей и устремлений  самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными  и достигаемыми статусами чисто  условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

 

 

 

3.1 Ролевое поведение

В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто  играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в  интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны  и образцы поведения, в отношении  к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все  священники святы, не все профессора могут служить образцами в  деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.4

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном  исполнении ролей, в некоторых случаях  оно является высокосознательным; при  таком поведении лицо постоянно  изучает собственные усилия и  создает желательный образ собственного “Я” . Американский исследователь И. Гофман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники – все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я” . Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

  Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные  формы негативного поведения  лиц, сферу нравственных пороков, отступления  от принципов, норм морали и права. К  основным формам отклоняющегося поведения  принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                         Социологический опрос

1. К какому типу личности Вы себя относите?

- социализированная – 87%

- десоциализированная – 13%

- психически аномальная – 0%

2. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование личности?

- семья – 66%

- окружение – 80%

- наследственность – 33%

3. Какой институт наиболее сильно оказывает на Вас социализирующее влияние?

- семья – 80%

- сверстники – 13%

- затруднились ответить – 7%

4. Относите ли Вы себя к успешно социализированной личности?

- да – 80%

- нет – 20%

5. Ориентировались ли Вы когда-нибудь на социальное поведение другого человека?

- да – 93%

-нет  – 7%

6. Если да, кто это был?

- близкие люди (мама, друзья) – 53%

- затруднились ответить – 47%

7. Считаете ли Вы процесс социализации важным?

-да  – 100%

- нет – 0%

8. Устраивают ли Вас те социальные роли, которые Вы играете?

- да – 73%

- нет – 7%

- не полностью – 20%

9. Какую социальную роль Вы считаете основной?

- студент – 33%

- семья (отец, сын, мать…) – 33%

- затруднились ответить – 34%

10. Соответствует ли Ваша социальная роль Вашему социальному статусу?

- да – 66%

- нет – 34%

Исходя  из результатов проведенного нами социологического опроса, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных являются успешно социализированными личностями и хорошо адаптируются в обществе.

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

Опираясь на все  вышеизложенное можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человека станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

                              Список литературы

1. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: Александр Асмолов — Москва, Смысл, Академия, 2010 г

2. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Добренков В.И. – Социология. – М., - 2004

4.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: 1997

5.Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999

6.Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998

7. Общая социология./ Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И./ Хрестоматия. М., 2006

8. Социализация человека/. Мудрик А. В. М.:/ ИНФРА, 2007

9. Социология/. Волков Ю. Г., Мостовая  И. В/: Учебник для вузов , М.: - 2001.

10. Социализация личности. Шашунов  Н.Н.. - М., 1999./. Робер М.А., Тильман Ф. М.: ИНФРА, 1999.

 

 

1 Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: Александр Асмолов — Москва, Смысл, Академия, 2010 г

2 Социализация человека/. Мудрик А. В. М.:/ ИНФРА, 2007

3 Добренков В.И. – Социология. – М., - 2004

4 Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998

 


Информация о работе Социализация личности