Социализация и развитие личности в сфере разных подходов
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа
Краткое описание
Цель: Определить степень влияния различных факторов на социализацию человека. Задачи: Изучить понятие и сущность социализации личности Изучить факторы социализации детей Изучить проблемы социализации детей Проанализировать исследование «Социального интеллекта» Гилфорда Провести собственное исследование на определение уровня социализации детей МБОУ «СОШ №6»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Личность и ее социализация 1.1 Понятие личности человека и различные подходы к ее изучению……………………………………………………………………….5-12 1.2 Социализация личности: понятие, сущность, факторы и агенты социализации…………………………………………………………………13-17 1.3 Средства, механизмы и проблемы социализации……………………..17-23 Глава 2. Психологическое исследование 2.1 Анализ психологического исследования «социального интеллекта» Гилфорда……………………………………………………………………...24-34 2.2 Собственное исследование на уровень социализации………………...35-43 Заключение…………………………………………………………………...43-44 Список используемой литературы………………………
Все что угодно из жизни человека
– какой-то неразрешенный конфликт, какое-то
вытесненное из памяти и не интегрированное
в ней травмирующее переживание может
всплыть из бессознательного, любые события
или обстоятельства жизни человека с момента
рождения до настоящего момента, имеющие
высокую эмоциональную значимость переживаний,
– реально переживаются заново. Воспоминания
из биографии проявляются не по отдельности,
а образуют динамические сочетания –
системы конденсированного опыта (СКО).
СКО это динамическое сочетание воспоминаний
(с сопутствующими им фантазиями) из различных
периодов жизни человека, объединенных
сильным эмоциональным зарядом одного
и того же качества, интенсивных телесных
ощущений одного и того же типа. Психологические
и телесные травмы, пережитые человеком
в течение жизни, могут быть забыты на
сознательном уровне, но хранятся в бессознательной
сфере психики и влияют на развитие эмоциональных
и психосоматических расстройств – депрессии,
тревожности, страхов-фобий, сексуальных
нарушений, мигрени, астмы и т. п. Особенно
психотравмы, сопряженные с опасностью
для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток
в психике.
в) уровень рождения и смерти
(перинатальные матрицы)
Перинатальный уровень бессознательного
представляет собой многогранное и богатое
вместилище эмоциональных состояний,
телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому,
он функционирует как универсальная и
относительно недифференцированная потенциальная
матрица для развития большинства форм
психопатологии. В той мере, в какой перинатальные
матрицы отражают действительную травму
рождения, можно ожидать существенного
варьирования общего объема негативных
элементов в разных случаях. Конечно же,
есть разница между стремительными родами
в лифте или такси по пути в родильный
дом и родами продолжительностью в пятьдесят
часов с применением щипцов и других экстренных
мер.
г) трансперсональная область
Трансперсональные явления
обнаруживают связь человека с космосом
– взаимоотношение, в настоящее время
непостижимое. Можно предположить по этому
поводу, что где-то в ходе перинатального
развития происходит странный количественно
– качественный скачок, когда глубокое
исследование индивидуального бессознательного
становится эмпирическим путешествием
по всей Вселенной, когда сознание человека
выступает за обычные пределы и преодолевает
ограничения времени и пространства. Трансперсональные
переживания интерпретируются испытавшими
их людьми как возвращение в исторические
времена и исследование своего биологического
и духовного прошлого, когда человек проживает
воспоминания из жизни предков, из своих
воплощений. Люди, переживающие трансперсональные
проявления сознания, начинают догадываться,
что сознание не является продуктом центральной
нервной системы и что оно как таковое
присуще не только людям, а является первостепенной
характеристикой существования, которую
невозможно свести к чему-то еще или откуда-то
еще извлечь.
1.2 Социализация личности:
понятие, сущность, факторы и агенты социализации.
Человек – существо
социальное. С первых дней своего
существования он окружен другими
людьми, включен в разного рода социальные
взаимодействия. Первый опыт социального
общения человек приобретает еще до того,
как начинает говорить. Будучи частью
социума, человек приобретает определенный
субъективный опыт, который становится
неотъемлемой частью личности.
Социализация – процесс и результат усвоения
и последующего активного воспроизводства
индивидом социального опыта. Процесс
социализации неразрывно связан с общением
и совместной деятельностью людей.
Сущность социализации состоит
в сочетании приспособления и обособления
человека в условиях конкретного общества.
Процесс социализации и адаптации тесно
взаимосвязаны. Адаптация предполагает
согласование требований и ожидание социальной
среды по отношению к человеку с его установками
и социальным поведением; согласование
самооценок и притязаний человека с его
возможностями и с реалиями социальной
среды.
Таким образом, адаптация
- это процесс и результат становления
индивида социальным существом. Обособление
– процесс автономизации человека в обществе.
Результат этого процесса – потребность
человека иметь собственные взгляды и
наличие таковых (ценностная автономия),
потребность иметь собственные привязанности
(эмоциональная автономия), потребность
самостоятельно решать лично его касающиеся
вопросы, способность противостоять тем
жизненным ситуациям, которые мешают его
самоизменению, самоопределению, самореализации,
самоутверждению (поведенческая автономия).
Таким образом, обособление – это процесс
и результат становления человеческой
индивидуальности.
Этапы социализации:
В любом обществе социализация
человека имеет особенности на различных
этапах. В самом общем виде этапы социализации
можно соотнести с возрастной периодизацией
жизни человека.
младенчество (от рождения до
1 года),
раннее детство (1-3 года),
дошкольное детство (3-6 лет),
младший школьный возраст (6-10
лет),
младший подростковый (10-12 лет),
старший подростковый (12-14 лет),
Социализация протекает во
взаимодействии детей, подростков, юношей
с огромным количеством разнообразных
условий, более или менее активно влияющих
на их развитие. Эти действующие на человека
условия принято называть факторами. Фактически
не все из них выявлены, а из известных
далеко не все изучены. О тех факторах,
которые исследовались, знания весьма
не равномерны: об одних известно довольно
много, о других - мало, о третьих – совсем
чуть-чуть. Более или менее изученные условия
или факторы социализации условно можно
объединить в четыре группы.
мегафакторы, (мега – очень
большой, всеобщий) – космос, планета,
мир, которые в той или иной мере через
другие группы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.
макрофакторы (макро – большой)
– страна, этнос, общество, государство,
которые влияют на социализацию всех живущих
в определенных странах (это влияние опосредствованно
двумя другими группами факторов)
мезофакторы (мезо – средний, промежуточный),
условия социализации больших групп людей,
выделяемых: по местности и типу поселения,
в которых они живут (регион, село, горд,
поселок); по принадлежности к аудитории
тех или иных сетей массовой коммуникации
(радио, телевиденье и др.); по принадлежности
к тем или иным субкультурам
микрофакторы. К ним относятся
факторы, непосредственно влияющие на
конкретных людей, которые с ними взаимодействуют,
- семья и домашний очаг, соседство, группы
сверстников, воспитательные организации,
различные общественные государственные,
религиозные, частные организации, микросоциум.
Агенты социализации.
Важнейшую роль в том, каким
вырастет человек, как пройдет его становление
играют люди, в непосредственном взаимодействии
которых протекает его жизнь. Их принято
называть агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен.
Кроме начальной и продолжительной
социализация бывает первичной и вторичной,
агенты и институты социализации тоже
делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной
социализации – близкие и дальние родственники,
приходящие няни, друзья семьи, сверстники,
учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных
группировок. Термин «первичная» в социологии
ко всему, что составляет непосредственное
или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной
социализации – представители администрации
школы, университета, предприятия, армии,
церкви, государства, сотрудники телевидения,
радио, печати, партии, суда и т.д. Термин
вторичное определяет то, что оказывает
менее значительное воздействие на человека.
Первичная социализация наиболее
интенсивна в первой половине жизни человека,
хотя сохраняется (по убывающей) во второй
половине. Напротив вторичная социализация
охватывает вторую половину жизни, когда
человек сталкивается с формальными организациями
и учреждениями, называемыми институтами
вторичной социализации: производством,
государством, средствами массовой информации,
армией, судом, церковью и т.д.
Агенты первичной социализации
выполняют каждый множество функций (отец
– это одновременно опекун, воспитатель,
администратор, учитель, друг), а агенты
вторичной всего одну или две. Роль агентов
первичной социализации и их статус неодинаковы:
по отношению к ребенку роль родителей
является превосходящей, а его ровесники
находятся в равной с ним позиции и прощают
ему много из того, что не прощают родители,
нарушение нравственных принципов и социальных
норм и т.д. В каком-то смысле ровесники
и родители воздействуют на ребенка в
противоположных направлениях и первые
сводят на нет усилия вторых.
Иначе говоря, ребенок учится
у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников
как быть ребенком: уметь драться, хитрить,
дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому
родители воспринимают ровесников своего
ребенка как конкурентов в борьбе за влияние
на него. Малая группа ровесников выполняет
важнейшую социальную функцию – облегчает
переход от состояния зависимости к независимости,
от детства к взрослости. Родители вряд
ли смогут научить ребенка, как быть лидером
или добиться господства над другими.
Социализирующие функции агентов первичной
социализации взаимосвязаны: ровесники
ребенка часто заменяют его родителей,
выполняя их функции социализации и наоборот;
взаимозаменяемы функции родителей и
ровесников, вторые могут заменить родителей.
Ног того же нельзя сказать об агентах
вторичной социализации, поскольку они
узко специализированны: судья не может
заменить бригадира или учителя. Кроме
того, в отличие от агентов первичной социализации,
агенты вторичной социализации получают
деньги за выполнение своей роли.
1.3 Средства, механизмы
и проблемы социализации
Социализация человека осуществляется
широким набором универсальных средств,
содержание которых специфично для того
или иного общества, того или иного социального
слоя, того или иного возраста социализируемого.
К ним можно отнести вскармливание младенца
и ухода за ним; формируемые бытовые и
гигиенические умения; окружающие человека
продукты материальной культуры; элементы
духовной культуры (от колыбельных сказок
до скульптур); стиль и содержание общения,
а так же методы поощрения и наказания
в семье, в группах сверстников, в воспитательных
и иных социализирующих организациях;
последовательное приобщение человека
к многочисленным типам и видам отношений
в основных сферах его жизнедеятельности
– общении, игре, познании, предметно-практической
и духовно-практической деятельностях,
в спорте, а так же в семейной, профессиональной,
общественной и религиозной сферах.
Каждое общество, каждая организация,
каждая социальная группа (малая или большая)
вырабатывает в своей истории набор позитивных
и негативных, формальных и неформальных
санкций – способов внушений и убеждений,
предписаний и запретов, мер принуждения
и давления, вплоть до применения физического
насилия, способов выражения признания,
отличия, наград. С помощью этих мер и способов
поведение человека и целых групп людей
приводится в соответствие с принятыми
в данной культуре образцами, нормами,
ценностями.
Социализация человека во взаимодействии
с различными факторами и агентами происходит
с помощью ряда «механизмов». Существуют
различные подходы к рассмотрению «механизмов»
социализации. Так французский социальный
психолог Габриэль Тард считал основным
подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер
механизмом социализации считает прогрессивную
взаимную аккомодацию (приспособляемость)
между активным растущим человеческим
существом и изменяющимися условиями,
в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную
смену фаз адаптации, индивидуализации
и интеграции в процессе развития личности.
Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с
точки зрения педагогики выделяет несколько
универсальных механизмов социализации,
которые необходимо учитывать и частично
использовать в процессе воспитания человека
на разных возрастных этапах.
К психологическим и социально-психологическим
механизмам можно отнести следующее.
Импринтинг (запечатление) - фиксирование
человеком на рецепторном и подсознательном
уровнях особенностей воздействующих
на его жизненно важных объектов. Импринтинг
происходит преимущественно в младенческом
возрасте. Однако и на более поздних этапах
возможно запечатление каких либо образов,
ощущений.
Экзистенциальный
нажим – овладение языком и неосознаваемое
усвоение норм социального поведения,
обязательных в процессе взаимодействия
со значимвми лицами.
Подражание – следование какому либо примеру,
образцу. В данном случае – один из путей
произвольного и чаще всего непроизвольного
усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) – процесс
неосознаваемого отождествления человеком
себя с другим человеком, группой, образом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором
человек рассматривает, оценивает, принимает
или отвергает те или иные ценности, свойственные
различным институтам общества, семье,
обществу сверстников, значимым лицам
и т.д. Рефлексия может представлять собой
внутренний диалог нескольких видов: между
различным «Я» человека, с реальными или
вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии
человек может формироваться и изменяться
в результате осознания и переживания
им той реальности, в которой он живет,
своего места в этой реальности и себя
самого.