Социализация и развитие личности в сфере разных подходов
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа
Краткое описание
Цель: Определить степень влияния различных факторов на социализацию человека. Задачи: Изучить понятие и сущность социализации личности Изучить факторы социализации детей Изучить проблемы социализации детей Проанализировать исследование «Социального интеллекта» Гилфорда Провести собственное исследование на определение уровня социализации детей МБОУ «СОШ №6»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Личность и ее социализация 1.1 Понятие личности человека и различные подходы к ее изучению……………………………………………………………………….5-12 1.2 Социализация личности: понятие, сущность, факторы и агенты социализации…………………………………………………………………13-17 1.3 Средства, механизмы и проблемы социализации……………………..17-23 Глава 2. Психологическое исследование 2.1 Анализ психологического исследования «социального интеллекта» Гилфорда……………………………………………………………………...24-34 2.2 Собственное исследование на уровень социализации………………...35-43 Заключение…………………………………………………………………...43-44 Список используемой литературы………………………
После завершения процедуры
обработки результатов получаются стандартные
баллы по каждому субтесту, отражающие
уровень развития соответствующих способностей
к познанию поведения. При этом общий смысл
стандартных баллов можно определить
следующим образом:
1 балл - низкие способности к познанию поведения;
2 балла - способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);
3 балла - средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);
4 балла - способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);
5 баллов - высокие способности к познанию поведения.
При получении стандартной
оценки 1 балл по какому-либо субтесту
необходимо прежде всего проверить, правильно
ли обследуемый понял инструкцию.
Субтест № 1 - «Истории
с завершением»
Лица с высокими оценками
по субтесту умеют предвидеть последствия
поведения. Они способны предвосхищать
дальнейшие поступки людей на основе анализа
реальных ситуаций общения (семейного,
делового, дружеского), предсказывать
события, основываясь на понимании чувств,
мыслей, намерений участников коммуникации.
Их прогнозы могут оказаться ошибочными,
если они будут иметь дело с людьми, ведущими
самым неожиданным, нетипичным образом.
Такие люди умеют четко выстраивать стратегию
собственного поведения для достижения
поставленной цели. Успешное выполнение
субтеста предполагает умение ориентироваться
в невербальных реакциях участников взаимодействия
и знание нормо-ролевых моделей и правил,
регулирующих поведение людей.
Лица с низкими оценками
по субтесту плохо понимают связь между
поведением и его последствиями. Такие
люди могут часто совершать ошибки (в том
числе и противоправные действия), попадать
в конфликтные, а возможно, и в опасные
ситуации потому, что неверно представляют
себе результаты своих действий или поступков
других. Они плохо ориентируются в общепринятых
нормах и правилах поведения.
Успешность выполнения данного
субтеста положительно коррелируют со
следующими психологическими особенностями:
способностью полно и точно
описывать личность незнакомого человека
по фотографии;
способностью к расшифровке
невербальных сообщений;
дифференцированностью Я-концепции,
насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных,
волевых характеристик, а также описанием
особенностей духовной организации личности.
Субтест № 2 - «Группы
экспрессии»
Лица с высокими оценками
по субтесту способны правильно оценивать
состояния, чувства, намерения людей по
их невербальным проявлениям, мимике,
позам, жестам. Такие люди, скорее всего,
придают большое значение невербальному
общению, обращают много внимания на невербальные
реакции участников коммуникации. Чувствительность
к невербальной экспрессии существенно
усиливает способность понимать других.
Способность читать невербальные сигналы
другого человека, осознавать их и сравнивать
с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит
в основе «шестого чувства» - интуиции.
В психологии широко известны исследования,
доказывающие большое значение невербальных
средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил,
что в беседе словесное общение занимает
менее 35%, а более 65% информации передается
невербально.
Лица с низкими оценками
по субтесту плохо владеют языком телодвижений,
взглядов и жестов, который раньше осваивается
в онтогенезе и вызывает больше доверия,
чем вербальный язык). В общении такие
люди в большей степени ориентируются
на вербальное содержание сообщений. И
они могут ошибаться в понимании смысла
слов собеседника потому, что не учитывают
(или неправильно учитывают) сопровождающие
их невербальные реакции.
Успешность выполнения субтеста
положительно коррелирует:
с точностью, полнотой, нестереотипностью
и пластичностью при описании личности
незнакомого человека по фотографии;
с чувствительностью к эмоциональным
состояниям других в ситуациях делового
общения;
с разнообразием экспрессивного
репертуара в общении;
с открытостью и проявлением
дружелюбия в общении;
с эмоциональной стабильностью;
с сенситивностью к обратной
связи в общении, восприимчивостью к критике,
совестливостью;
с высокой самооценкой и степенью
принятия себя;
с насыщенностью Я-образа описанием
волевых характеристик личности, активности,
стеничности;
с глубиной рефлексии;
с точностью понимания того,
каким образом собственное эмоциональное
состояние человека воспринимается его
партнерами по общению, что является показателем
конгруэнтности коммуникативного поведения,
предпосылкой успешной самопрезентации;
с эмпатией, с невербальной
чувствительностью.
Субтест № 3 - «Вербальная
экспрессия»
Лица с высокими оценками
по субтесту обладают высокой чувствительностью
к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений,
что помогает им быстро и правильно понимать
то, что люди говорят друг другу (речевую
экспрессию) в контексте определенной
ситуации, конкретных взаимоотношений.
Такие люди способны находить соответствующий
тон общения с разными собеседниками в
разных ситуациях и имеют большой репертуар
ролевого поведения (то есть они проявляют
ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками
по субтесту плохо распознают различные
смыслы, которые могут принимать одни
и те же вербальные сообщения в зависимости
от характера взаимоотношений людей и
контекста ситуации общения. Такие люди
часто «говорят невпопад" и ошибаются
в интерпретации слов собеседника.
Успешность выполнения субтеста
также положительно коррелирует с точностью
описания личности незнакомого человека
по фотографии, насыщенностью Я-образа
описанием духовных ценностей и шкалой
эмпатии.
Субтест № 4 - «Истории
с дополнением»
Лица с высокими оценками
по субтесту способны распознавать структуру
межличностных ситуаций в динамике. Они
умеют анализировать сложные ситуации
взаимодействия людей, понимают логику
их развития, чувствуют изменение смысла
ситуации при включении в коммуникацию
различных участников. Путем логических
умозаключений они могут достраивать
неизвестные, недостающие звенья в цепи
этих взаимодействий, предсказывать, как
человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать
причины определенного поведения. Например,
субтест позволяет прогнозировать успешность
построения следователем целостной картины
преступления на основе неполных данных.
Успешное выполнение субтеста предполагает
способность адекватно отражать цели,
намерения, потребности участников коммуникации,
предсказывать последствия их поведения.
Кроме этого, требуется умение ориентироваться
в невербальных реакциях человека, а также
нормах и правилах, регулирующих поведение
в обществе.
Лица с низкими оценками
по субтесту испытывают трудности в анализе
ситуаций межличностного взаимодействия
и, как следствие, плохо адаптируются к
разного рода взаимоотношениям между
людьми (семейным, деловым, дружеским и
другим).
Субтест является наиболее
комплексным и информативным по общему
факторному весу в структуре социального
интеллекта.
Успешность выполнения субтеста
положительно коррелирует с точностью,
полнотой, дифференцированностью и гибкостью
описания незнакомого человека по фотографии,
с дифференцированностью Я-концепции,
глубиной рефлексии, с принятием себя,
чувством собственного достоинства, с
интересом к социальным проблемам, общественной
активностью, с экзаменационной успешностью.
Интерпретация композитной
оценки социального интеллекта
Общий уровень развития социального
интеллекта (интегрального фактора познания
поведения) определяется на основе композитной
оценки. Смысл композитной оценки, выраженной
в стандартных баллах, можно определить
следующим образом:
1 балл - низкий социальный интеллект;
2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
5 баллов - высокий социальный интеллект.
Социальный интеллект представляет
собой систему интеллектуальных способностей,
определяющих адекватность понимания
поведения людей. По мнению авторов методики,
способности, отражающиеся на уровне композитной
оценки, «вероятно, перекрывают собой
традиционные понятия социальной чувствительности,
эмпатии, восприятия другого и то, что
можно назвать социальной интуицией».
Выполняя регулирующую функцию в межличностном
общении, социальный интеллект обеспечивает
социальную адаптацию личности, «гладкость
в отношениях с людьми».
Лица с высоким социальным
интеллектом способны извлечь максимум
информации о поведении людей, понимать
язык невербального общения, высказывать
быстрые и точные суждения о людях, успешно
прогнозировать их реакции в заданных
обстоятельствах, проявлять дальновидность
в отношениях с другими, что способствует
их успешной социальной адаптации.
Лица с высоким социальным интеллектом,
как правило, бывают успешными коммуникаторами.
Им свойственны контактность, открытость,
тактичность, доброжелательность и сердечность,
тенденция к психологической близости
в общении.
Высокий социальный интеллект
связан с интересом к социальным проблемам,
наличием потребности воздействовать
на других и часто сочетается с развитыми
организаторскими способностями. Люди
с развитым социальным интеллектом обычно
имеют выраженный интерес к познанию себя
и развитую способность к рефлексии.
Уровень развития социального
интеллекта в большей степени определяет
успешность адаптации при поступлении
на работу, чем уровень развития общего
интеллекта. Люди с высоким социальным
интеллектом обычно легко уживаются в
коллективе, способствуют поддержанию
оптимального психологического климата,
проявляют больше интереса, смекалки и
изобретательности в работе.
Лица с низким социальным
интеллектом могут испытывать трудности
в понимании и прогнозировании поведения
людей, что усложняет взаимоотношения
и снижает возможности социальной адаптации.
Низкий уровень социального
интеллекта может в определенной степени
компенсироваться другими психологическими
характеристиками (например, развитой
эмпатией, некоторыми чертами характера,
стилем общения, коммуникативными навыками),
а также может быть скорректирован в ходе
активного социально-психологического
обучения
Тест «Уровни социализации
личности» (версия Р.И.Мокшанцева)
Ученикам 10-11 класссов
выдавались вопросы и бланк для заполнения
ответов. В бланке для заполнения следует
обвести кружочком номер пункта утверждения,
с которым имеется любая степень согласия.(см.
прилож №8,9)
Интерпретационная
база теста
1. Младенец. Низший
уровень социальной зрелости.
Взрослый человек,
остановившийся на этой стадии развития,
способен воспринимать «не себя» как нечто
таящее опасность и пугающее - и этим может
быть чрезвычайно опасен. У него развивается
тенденция к нападению и уничтожению всего,
чего он не понимает. Подобным образом
он склонен поступать и из чувства простого
любопытства. Эти выросшие младенцы обычно
не знают, почему они поступают так, а не
иначе. На вопросы о мотивах их действий
они обычно отвечают: «Не знаю. Просто
так». Абстрактное мышление у них отсутствует,
мыслят они грубо и конкретно, ищут удовольствия
и избегают боли. Их действиями управляют
примитивные эмоции —гнев, желание, страх.
Окружающих воспринимают исключительно
как средство для достижения собственных
целей. При общении отводят взгляд. Искренних
привязанностей не испытывают.
При полном отсутствии
критического анализа, они нуждаются в
указаниях и руководстве, без этого часто
попадают в затруднительные положения.
При отсутствии надлежащего контроля
проявляют преступные наклонности. Зачастую
вообще предпочитают тюремное заключение
приводящему их в замешательство внешнему
миру. Действия и поступки их отличаются
беспомощностью.
Идея «выжить» — прежде
всего. «Мне первому» — основной лозунг
во всем.
Способны выполнять
только простую, чаще всего рутинную работу.
Сексуальная близость основана лишь на
половом влечении.
2. Малыш. Низкий
уровень социальной зрелости. Взрослый
человек, остановившийся на этой стадии
развития, стремится быть на кого-то похожими.
Для него характерно желание иметь такую
же машину, носить такую же одежду, что
и соседи, знакомые. Эти люди боятся тех,
кто отличается от них. Испытывают слепую
приверженность установившимся традициям
и предубеждение против «других», выглядящих
и поступающих «не так». Оказавшись вне
привычного окружения, теряются, забывают
о своих правилах и нормах поведения и
зачастую поступают совершенно непредсказуемым
образом. В разговоре они с трудом выдерживают
прямой взгляд собеседника и часто пугаются
людей, особенно незнакомых. Они способны
тщательно придерживаться полученных
инструкций; добросовестно следуют букве
закона, даже если не понимают его сути;
готовы выполнять привычные задания, могут
быть даже незаменимы при выполнении определенного
рода работ, но не способны к творческому
мышлению. Наиболее подходят для бюрократической
сферы деятельности.
Стремясь следовать
мыслям стоящих над ними авторитетов,
не задают лишних вопросов: «Я всего лишь
исполнял приказ...». Испытывают замешательство,
сталкиваясь с идеями, отличными от тех,
на которых воспитывались. Муслят категориями
«хорошее» и «плохое», «правильно» и «неправильно»,
без полутонов. Основные свои усилия направляют
на изучение правил, норм; не* анализируя,
воспринимают все, что является для них
авторитетом. Однако столь же быстро готовы
разрушить эти правила и подвергнуть свои
воспринятые авторитеты бескомпромиссной
проверке на прочность. Провозглашая законность,
они очень легко отказываются от нее и
становятся на путь преступления. При
этом обычно не берут на себя ответственность
за совершенные преступления и пытаются
переложить вину за них на какие-то не
зависящие от них обстоятельства. «Черт
попутал», — типичный для них ответ в подобной
ситуации.
Вместе с тем, исповедуют
концепцию неотвратимости наказания.
Они и власть почитают лишь потому, что
она несет с собой наказания за проступки.
В духовном плане они
без лишних вопросов принимают веру, в
которую обращены. Привержены идее: «Инакомыслящего
следует или обратить в свою веру, или
уничтожить». «Кто не с нами, тот против
нас».
Своеобразно их отношение
к пище. Они едят то, что им полезно, а не
то, что им нравится. Разнообразия блюд
практически не требуется. Пищу они предпочитают
хорошенько прожаренную и с небольшим
количеством специй. Импортные продукты
воспринимаются пренебрежительно. Все,
что их окружает, непременно должно быть
тщательно вымыто и вычищено — и от пыли,
и от разносящих заразу микробов. Секс
эти люди рассматривают как выполнение
супружеского долга, необходимого для
продолжения рода. Эта стадия развития
человека является «досексуальной», и
поэтому любое его сексуальное поведение
инфантильно по своей природе.
3. Подросток. Переходный
уровень социальной зрелости. Взрослые
люди, остановившиеся на этой стадии развития,
во всем проявляют заложенный в них дух
соперничества и стремления к победе.
Они твердо уверены, что в каждой игре
должен быть проигравший, и не хотят оказаться
на его месте. Они делят весь мир на победителей
и побежденных, сильных и слабых, богатых
и бедных. Они шумны, амбициозны и дергают
за все поводья, лишь бы оказаться
впереди. С их точки
зрения жульничество и обман вполне оправданы
для достижения успеха. Жизнь — это сплошное
соревнование, и победа в нем очень заманчива.
Эти люди зачастую оказываются весьма
компетентными во многих вещах, развитое чувство
дипломатичности позволяет им выходить
без потерь из любой ситуации. Они могут
быть настоящими мастерами в общении и
обычно добиваются своего, говоря окружающим
именно то, что те хотят от них услышать.
Они значительно рациональнее, чем их
собратья, застывшие на более низкой ступени
развития. Они знают, как пользоваться
убеждением, как избежать подводных рифов
в беседе, способны наперед просчитывать
свои ходы. Иногда создается впечатление,
что в ню£ начисто отсутствует сердце
или чувство сострадания, они редко прислушиваются
к голосу эмоций. Оказавшись в затруднительном
положении, они склонны решать проблему
одним махом, не откладывая дело в долгий
ящик. С работой предпочитают справляться
самостоятельно, не обращаясь за помощью
к окружающим. Обращение к кому-то за помощью
заставляет их чувствовать себя побежденными.
Все внимание таких
людей направлено на достижение победы
любой ценой. Они пытаются навязать свою
точку зрения – всеми доступными им способами:
преследованием оппонентов, запугиванием
их, подтасовкой фактов, подкупом. Их внимание
сконцентрировано исключительно на победе,
славе, богатстве, общественном положении
и власти.
Эти люди способны
очень упорно работать, чтобы добиться
успеха и вырваться вперед, даже за счет
сокращения времени, уделяемого семье.
Им нравится путешествовать, особенно
если это каким-то образом можно связать
с освоением новых территорий или повышением
общественного статуса. Иногда из любопытства
они изучают различные культурные традиции
и религии. Собственные взгляды на подобные
вещи они также способны изменить довольно
быстро, если это обещает какую-то выгоду
немедленно или определенный рост
в отдаленном будущем.
Взрослые подростки
всегда чувствуют себя неуютно, когда
речь заходит о смерти. Они подсознательно
воспринимают смерть как поражение и пытаются
укрыться от нее эвфемистическим ее отрицанием,
например, желая быть похороненным где-нибудь
на вершине холма, Откуда открывается
живописный вид. Эти люди очень озабочены
своей внешностью, любой ценой стремятся
выглядеть молодыми и бодрыми. Старость
— это проигрыш. Именно они
прибегают к пластическим
операциям для поддержания своей молодости.
Отношения с окружающими
у них редко бывают равными,
поскольку кто-то, по
их мнению, непременно должен быть победителем
в повседневной борьбе за пальму первенства,
а кому-то суждено стать побежденным, или,
в лучшем случае, уступить пьедестал почета.
Эти люди зачастую смотрят в глаза собеседнику,
но в основном чтобы оказать на него давление
или придать большую убедительность своим
словам. Если разговор переходит на предметы
личного характера, зрительный контакт
прерывается.
4. Юноша. Высокий
уровень социальной зрелости. Взрослый
человек, остановившийся на этой стадии
развития, очень восприимчив к чувствам
окружающих. Эмоционально он отождествляет
себя с другими людьми, что способствует
развитию глубоких, продолжительных взаимоотношений.
Однако эти взаимоотношения нередко и
осложняются, поскольку такой человек
не всегда способен точно определить искренность
и направленность чувств.
Взрослые юноши обладают
высокоразвитыми способностями, которые
позволяют им достичь заметных высот во
многих областях жизни и сделать значительный
вклад в развитие человечества. Обостренное
восприятие окружающего мира и чувство
личной ответственности помогают им в
проведении в жизнь прогрессивных мероприятий
и реформ. Эти люди не боятся выразить
несогласие с политикой правительства,
руководства компании; как правило, они
упорно трудятся во имя принципов, в которые
верят, и получают за свою работу более
чем скромное вознаграждение. Деньги не
стоят для них на первом месте. Очень идеалистичные
в своих мыслях, они нередко выступают
основателями новейших философских и
идеологических взглядов, направленных
на искоренение существующей в мире несправедливости.
Предлагаемые ими социальные реформы
тщательно продуманы, но обычно содержат
в себе изъяны, которые впоследствии их
и разрушают. Творцы и созидатели, они
эмоционально очень привязаны к своим
идеям и нередко не жалеют ради них жизни.
Тем не менее, они столь же открыты для
восприятия идей и чувств окружающих.
В жизни их часто царит беспорядок, и окружающим
бывает нелегко их понять. Они не сориентированы
на славу и богатство, хотя на них каким-то
образом может свалиться и то, и другое.
Они ищут ответы на свои действительно
нелегкие вопросы и проникнуты чувством
необходимости внести свой вклад в развитие
мира. Эти люди могут быть высокоуважаемыми
членами общества, показывая прекрасные
результаты во всем, за что бы они ни брались.
В разговоре, если они
не испытывают сильного внутреннего напряжения
или приливов самоуничижения, взрослые
юноши обычно поддерживают хороший зрительный
контакт. Вообще же, понимая беды и чаяния
людей, они не склонны ни воспринимать
их как свои собственные, ни перекладывать
свои беды на плечи окружающих. Для этих
людей характерна привязанность к животным,
с которыми они способны эмоционально
идентифицировать себя.
5. Взрослый. Высший
уровень социальной зрелости. Основное
отличие взрослого от предшествующих
ему типов зрелости состоит в том, что
его действия не привязаны к его эмоциям.
Его перспективы основаны на приобретенном
опыте. Точка зрения взрослого: «Я признаю,
что есть я и есть ты — и мы оба личности,
и ты имеешь право быть таким, какой ты
есть. Иными словами — живи сам и дай жить
другому». Этот человек способен воспринимать
всю картину окружающего целиком, он знает,
как применить уроки, вынесенные из одной
жизненной ситуации, к другой.
Поведение такого человека
стабильно, и эмоции уравновешены с мыслями
и действиями практически в любой ситуации.
Эти люди в большей степени раскрепощены
и не стремятся идентифицировать себя
с заботами окружающих и мировыми проблемами.
Вместо проявления сострадания, они предпринимают
конкретные действия, способные разрешить
возникающую проблему. Они любят поспорить
на философские темы, но предпочитают
развивать свой взгляд на вещи и понимание
мира. Их подход к делу отличается конкретностью,
выявлением сути проблемы и одновременно
дипломатичностью. Они могут быть развиты
в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются
простым языком, легкодоступным для понимания.
Устремления взрослого
направлены на развитие личности и внесение
своего вклада в благосостояние окружающих.
Когда что-то не ладится, вместо обвинения
в этом окружающих, они склонны брать ответственность
за происходящее на свои плечи и ищут возможность
исправить положение.
Устремления взрослого
направлены на поиск дела, приносящего
ему
чувство удовлетворения,
независимо от уровня оплаты или прибыльности.
Они предпочитают сами выбирать удобные
для себя часы работы и выполнять ее с
максимальной степенью независимости.
При этом трудятся настолько высокоэффективно,
что выполняют больший объем работы за
более короткий период времени, чем другие.
Обладая врожденными талантами во многих
областях человеческой деятельности,
они обычно знают, как добиться максимального
результата при минимальных затратах
сил. Они прекрасно чувствуют себя среди
представителей разных слоев общества,
держатся со всеми на равных и не испытывают
потребности причислять себя к той или
иной роциальной категории.
Взрослые любят занимательные
игры и хороший отдых, им нравятся чувственные
удовольствия. Любят они и послоняться
без дела. Это потому, что эти люди больше
ценят «бытие», а не «деятельность», сущность,
а не внешний лоск. Они скорее предпочтут
удобное, чем модное. Им безразлично, что
о них думают окружающие, раз они сами
чувствуют себя удовлетворенными. Они
умеют приспосабливать нормы поведения
к самым неожиданным ситуациям, в которых
чувствуют себя не менее комфортно.
Их отношения с людьми
наполнены теплотой, взаимопониманием
и способны продолжаться очень долго.
Для них не характерны психологические
драмы и тем более трагедии, у них философский
взгляд на отношения между людьми: прерывая
эти отношения, они не опускаются до мести.
В их восприятии окружающих присутствует?
взаимопонимание и уважение к чужой, отличной
от их собственной, точке зрения, к индивидуальности
в каждом человеке. Они остро ощущают непостоянство
жизни и готовы к внезапным переменам
связанным с переменой места жительства
или даже со смертью. Они способны горько
переживать утрату, но лишь еще с большим
упорством погружаются в повседневные
дела и обязанности. В общении они поддерживают
длительный зрительный контакт с собеседником.