Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
1. Введение…………………………………………………………….
2. Основная часть……………………………………………………..
2.1. Понятие о социализации……………………………………………
2.1.1. Теории социализации личности…………………………….……..
2.1.2. Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков………………………..
2.2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности…………………………………………………………………..
2.3. Этапы социализации, её агенты……………………………………
3. Заключение………………………………………………………….
4. Список использованной литературы………………………………
Приложение ………………………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра
социально-гуманитарных
наук
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
Тема 14: Социализация личности
Выполнил:
_______________
_______________
_______________
Проверил:
_______________
_______________
Хабаровск, 2010
Содержание
1. |
Введение………………………………………………………… |
3 |
2. |
Основная часть………………………………………… |
4 |
2.1. |
Понятие о социализации………………………………………… |
4 |
2.1.1. |
Теории социализации личности…………………………….…….. |
10 |
2.1.2. |
Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков……………………….. |
21 |
2.2. |
Факторы наследственности и
культуры в становлении личности…………………… |
27 |
2.3. |
Этапы социализации, её агенты…………………………………… |
30 |
3. |
Заключение…………………………………………………… |
34 |
4. |
Список использованной литературы……………………………… |
36 |
Приложение ………………………………………………… |
37 |
Введение
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится асоциальными гражданами?
И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.
2. Основная часть
2.1. Понятие о социализации
Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие «социализация» было разработано в конце 40-х годов 20-го века американскими психологами (А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.).
Термин «социализация», несмотря на
его широкую
Понятийно-терминологический анализ категории «социализация» позволил нам условно все толкования разделить на три группы.
Во-первых, чаще всего под социализацией понимают активность со стороны человека, индивида, личности по отношению к социальным нормам, ценностям и обществу в целом:
- процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей;
- процесс приспособления человека (адаптации) к социальным нормам;
- процесс становления личности;
- процесс социального взаимодействия;
- процесс введения индивида в общество.
Во-вторых, социализация понимается как активность всего общества по отношению к самому индивиду:
- процесс размешивания
и растворения индивида в
- результат подкрепления обществом детского подражания;
- процесс воздействия общества на индивида;
В-третьих, социализация есть совокупность двух взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Понятийно-терминологический анализ категории «социализация» позволил нам выделить функции, которые выполняет социализация в обществе:
- позволяет индивиду функционировать в качестве полноправного члена общества;
- делает возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями;
- формирует модели поведения человека, необходимые для успешного участия в жизни общества;
- передает культуру общества детям;
- модифицирует с младенчества поведение индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни;
- передает (транслирует) и усваивает старый (предшествующий) социальный опыт и вырабатывает новый;
- способствует приобретению
Итак, социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека
формируются социальные качества, знания,
умения, соответствующие навыки, что
дает ему возможность стать
Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.
Изучение процессов
Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет об историческом процессе развития человечества - филогенез.
Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения её норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.
Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.
Социализация как единичный
процесс связана с
Любая отрасль научного знания, исследующая феномен социализации, в нем постоянно раскрывает новые качества. Это лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.
Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.
С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.
Следует отметить, что наиболее полную и объективную характеристику социализации можно получить лишь в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов:
- социальной детерминации (социально-экономическое развитие общества детерминирует условия существования ближайшего окружения и влияет на процесс социализации);
- самодетерминации (индивид в процессе социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей);
- действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, которое осуществляется в процессе общения и деятельности);
- двустороннего процесса социализации - вхождения индивида в систему межличностных отношений и одновременное воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных, товарищеских и других связей).
Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и разделение в нем двух взаимосвязанных направлений: содержательной и функциональной, где первый представлен личностными достояниями и образованиями, а второй характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.
Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм.
Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В. Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик, с точки зрения педагогики, выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах. К психолого-педагогическим и социально-психологическим механизмам социализации он относит следующие:
- импринтинг (запечатление)
- фиксирование человеком на
- экзистенциальный нажим
– овладение языком и
- подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае это один из путей произвольного и, чаще всего, непроизвольного усвоения человеком социального опыта;
- идентификация (отождествление)
– процесс неосознаваемого
- рефлексия –
внутренний диалог, в котором
человек рассматривает,
Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.