Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….
2. Основная часть……………………………………………………..
2.1. Понятие о социализации……………………………………………
2.1.1. Теории социализации личности…………………………….……..
2.1.2. Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков………………………..
2.2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности…………………………………………………………………..
2.3. Этапы социализации, её агенты……………………………………
3. Заключение………………………………………………………….
4. Список использованной литературы………………………………
Приложение ………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

социол Контр работа.docx

— 98.21 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Кафедра

социально-гуманитарных

наук

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

Тема 14: Социализация личности

 

 

 

 

 

Выполнил:

_______________

_______________

_______________

Проверил:

_______________

_______________

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2010

 

Содержание

 

1.

Введение…………………………………………………………….

3

2.

Основная часть……………………………………………………..

4

2.1.

Понятие о социализации…………………………………………

4

2.1.1.

Теории социализации личности…………………………….……..

10

2.1.2.

Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков………………………..

21

2.2.

Факторы наследственности и  культуры в становлении личности…………………………………………………………………..

27

2.3.

Этапы социализации, её агенты……………………………………

30

3.

Заключение………………………………………………………….

34

4.

Список использованной литературы………………………………

36

 

Приложение ………………………………………………………..

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности требует  постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится асоциальными гражданами?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

2. Основная часть

2.1. Понятие о  социализации

Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие «социализация» было разработано в конце 40-х годов 20-го века американскими психологами (А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.).

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования в социологической литературе и среди представителей социологической науки (Приложение 1).

Понятийно-терминологический  анализ категории «социализация» позволил нам условно все толкования разделить на три группы.

Во-первых, чаще всего под социализацией понимают активность со стороны человека, индивида, личности по отношению к социальным нормам, ценностям и обществу в целом:

- процесс усвоения человеком  определённой системы знаний, норм  и ценностей;

- процесс приспособления человека (адаптации) к социальным нормам;

- процесс становления  личности;

- процесс социального  взаимодействия;

- процесс введения индивида  в общество.

Во-вторых, социализация понимается как активность всего общества по отношению к самому индивиду:

- процесс размешивания  и растворения индивида в обществе;

- результат подкрепления  обществом детского подражания;

- процесс воздействия  общества на индивида;

В-третьих, социализация есть совокупность двух взаимосвязанных  процессов усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.

Понятийно-терминологический  анализ категории «социализация» позволил нам выделить функции, которые выполняет социализация в обществе:

- позволяет индивиду функционировать в качестве полноправного члена общества;

- делает возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями;

- формирует модели поведения человека, необходимые для успешного участия в жизни общества;

- передает культуру общества детям;

- модифицирует с младенчества поведение индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни;

- передает (транслирует) и усваивает старый (предшествующий) социальный опыт и вырабатывает новый;

- способствует приобретению человеком социальной природы и участию в социальной жизни.

Итак, социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что  дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его  жизненный путь, отражение его  социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет об историческом процессе развития человечества - филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения её норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными  условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный  процесс связана с индивидуализацией  личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности.

Любая отрасль научного знания, исследующая феномен социализации, в нем постоянно раскрывает новые качества. Это лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.

Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.

С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.

Следует отметить, что наиболее полную и объективную характеристику социализации можно получить лишь в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов:

- социальной детерминации (социально-экономическое развитие общества детерминирует условия существования ближайшего окружения и влияет на процесс социализации);

- самодетерминации (индивид в процессе социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей);

- действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, которое осуществляется в процессе общения и деятельности);

- двустороннего процесса социализации - вхождения индивида в систему межличностных отношений и одновременное воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных, товарищеских и других связей).

Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и разделение в нем двух взаимосвязанных направлений: содержательной и функциональной, где первый представлен личностными достояниями и образованиями, а второй характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.

Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм.

Существуют различные  подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В. Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик, с точки зрения педагогики, выделяет несколько универсальных  механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах. К психолого-педагогическим и социально-психологическим механизмам социализации он относит следующие:

- импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном  и подсознательном уровнях особенностей  воздействующих на него жизненно  важных объектов. Импринтинг происходит  преимущественно в младенческом  возрасте. Однако и на более  поздних этапах возможно запечатление  каких либо образов, ощущений;

- экзистенциальный нажим  – овладение языком и неосознаваемое  усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

- подражание – следование  какому-либо примеру, образцу.  В данном случае это один из путей произвольного и, чаще всего, непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

- идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом;

- рефлексия –  внутренний диалог, в котором  человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Информация о работе Социализация личности