Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
1. Введение…………………………………………………………….
2. Основная часть……………………………………………………..
2.1. Понятие о социализации……………………………………………
2.1.1. Теории социализации личности…………………………….……..
2.1.2. Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков………………………..
2.2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности…………………………………………………………………..
2.3. Этапы социализации, её агенты……………………………………
3. Заключение………………………………………………………….
4. Список использованной литературы………………………………
Приложение ………………………………………………………..
В такой сложной ситуации назрела необходимость поиска путей и средств оказания молодежи помощи в их социализации, способов эффективного воздействия на процесс социализации подрастающего поколения. Необходима индивидуально-ориентированная социально-педагогическая поддержка развивающейся личности, ее психологического сопровождения.
Спасибенко С.Г. считает, что одним из важнейших факторов социализации является сама социология за счет усиления человековедческой, гуманистической направленности на основе антропосоциальной парадигмы. При этом автор отмечает ведущую роль образования как социокультурного института, специально организующего социализацию и инкультурацию индивидов, способствующего развитию человека, эволюции человечества. Именно образование позволяет определить содержание и сформулировать реальные задачи социализации, найти эффективные методы процесса становления личности9.
Гурьянова М.П. выделила по её мнению наиболее эффективные средства социализации:
- знания, книги, путешествия, опыт общения с людьми;
- воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей;
- изменение содержания школьного образования через изменение содержания учебных дисциплин; личного примера; оптимально организованной жизни детей вне уроков, вне школы;
- целенаправленная индивидуально-ориентированной социально-педагогической поддержка и психологическая помощь родителям учащихся;
- воспитание обязанность не только психолога и социального педагога, но каждого учителя-предметника;
- включение детей в общественно ценную деятельность с ориентацией на формирование возвышенных интересов, обеспечение защиты духовного мира каждого воспитанника10.
Многочисленные авторы делают попытки определить содержание социализации современной молодежи. По мнению Гурьяновой М.П. и Стариковой Н. содержание социализации включает в себя:
1. Воспитание жизнеспособной личности, умеющей выживать и развиваться в нестабильном обществе. Жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане; стать индивидуальностью, сформировать смысло-жизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее.
Направлениями воспитания жизнеспособной личности являются:
- развитие определенных личностных качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования в современном обществе;
- формирование знаний, не предусмотренных школьной программой, но чрезвычайно существенных для формирования оптимальной модели поведения в личной, семейной, общественной и трудовой жизни;
- формирование у учащихся взглядов, которые выражают философское отношение к жизни, окружающему миру, людям; убеждений, следование которым поможет им в определенной степени избежать грубых ошибок, неразумных поступков, непродуманных решений;
- развитие эмоционально-волевой сфере, формирование у молодых людей духовно- нравственных качеств, полезных житейских навыков и привычек, что поможет им в преодолении трудностей, в адаптации к социуму;
- формирование у молодежи реалистического и оптимистического отношения к жизни;
- формирование в растущем человеке непотребительского отношения к своему существованию, обогащение духовно-нравственной сферы, удовлетворение разнообразных запросов и познавательных интересов;
- развивать разносторонние трудовые умения и навыки, высокое мастерство, способность выполнять различные виды работ - все эти качества человека содействуют его выживанию и развитию;
- развитие духовности, способности понимать другого, проявлять сострадание, милосердие, веротерпимость, доброту, соблюдать нравственные принципы, обладать внутренним ценностным потенциалом11.
2. Формирование жизненной позиции как интегрированной характеристики жизнедеятельности личности; как своеобразное объективное условие жизнедеятельности, в котором самоопределяется и реализует себя человек. Жизненную позицию характеризуют общественные оношения: отношение к обществу; отношение к деятельности; отношение к другим людям; отношение к окружающей среде, материальному и духовному творчеству; отношение к самому себе (самообразование, самовоспитание, самосовершенствование).
3. Формирование образ жизни как совокупности типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Образ жизни — это способ или характер всей жизнедеятельности данной личности, социальной группы или всего общества, детерминированный их собственной природой, общественно-экономическими и естественно-географическими условиями их жизни12.
2.2. Факторы наследственности
и культуры в становлении
С точки зрения социологии на процесс формирования личности действует ряд следующих факторов: биологическая наследственность; социальное окружение; культура; групповой опыт; уникальный индивидуальный опыт13.
Генетические особенности индивида, полученные им при рождении, на формирование личности оказывают влияние в первую очередь. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
Биологическая наследственность
не может полностью создать
Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.
Некоторые исследователи
придавали физическому
Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако, не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности (по К. Дьюбойс), воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.
Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства.
Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения (групповой опыт). Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида или личности. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.
Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.
Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
2.3. Этапы социализации, её агенты
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.14
В большинстве социологических дискурсов различают первичную и вторичную социализацию, что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов.
Первичная социализация трактуется при этом как финитный процесс, завершающийся со становлением личностных структур индивида и приобретением им прав «взрослого» в данном типе общества (т.е. началом социальной зрелости). Последнее, как правило, связано:
- с овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности;
- получением образования, соответствующего тому или иному стандарту;
- началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса «родителя»;
- обретением всей полноты политических, юридических и т.д. прав и обязанностей; закреплением личностной (само) идентификации.
В обществах традиционного и особенно архаического типов границы завершения первичной социализации фиксируются достаточно четко, например, через прохождение обрядов инициации, и характеризуются, как правило, совпадением (как минимум корреляцией) во времени всех составляющих социализационного процесса.
В обществах индустриального типа составляющие социализации в той или иной мере автономизируются друг от друга, что ведет к нарастанию их несинхронности во времени. В обществах «позднего модерна» и/или постмодерновых обществах десинхронизация и автономизация этих составляющих многократно усиливается, а сама социализация предельно растягивается во времени, вторгаясь отдельными своими компонентами в фазу «социальной зрелости», принципиально определявшуюся как лежащую за пределами первичной социализации.
Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать:
- принципиальное изменение
демографического поведения,
- иные стратегии построения брачно-семейных отношений;
- увеличение требований
к получаемому стандарту