Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
1. Введение…………………………………………………………….
2. Основная часть……………………………………………………..
2.1. Понятие о социализации……………………………………………
2.1.1. Теории социализации личности…………………………….……..
2.1.2. Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков………………………..
2.2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности…………………………………………………………………..
2.3. Этапы социализации, её агенты……………………………………
3. Заключение………………………………………………………….
4. Список использованной литературы………………………………
Приложение ………………………………………………………..
- рост территориальной
и социальной мобильности,
- предельную урбанизированность
образа жизни, его жесткое
- изменение моделей
- влияние массовой культуры,
рекламы, средств массовой
- факторы психологического
характера (одиночество,
В результате не только размываются этапные границы социализации, возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и массовизируются феномены так называемых «опережающей» и «запаздывающей» социализации, во многом ставится под вопрос сам финитный характер первичной социализации и возникает необходимость переопределения сути социализации вторичной.
В структуру социализации, кроме первичной и вторичной социализации, включаются социализант, социализатор и социализирующее воздействие.
Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. На разных этапах социализации состав агентур и агентов специфичен.
Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.15
Агенты и институты социализации, как и этапы социализации, так же делятся на первичные и вторичные.
Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Агентами первичной социализации являются близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок и др.
Термин вторичное в социологии определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Агентами вторичной социализации являются представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.
Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Но того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя.
В отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.
3. Заключение
Итак, анализ учебной и научной литературы по проблеме социализации личности позволил нам сделать следующие выводы:
- исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют определенно устойчивую традицию (бихевиоризм и необихевиоризм, психоаналитический бихевиоризм, символический интеракционизм, гуманистическая психология, психоаналитическая мысль и др.);
- термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди представителей социологической науки;
- психолого-педагогическим механизмам социализации являются импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация (отождествление);
- социология выделяет следующие механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный;
- на процесс социализации личности действует ряд следующих факторов: биологическая наследственность; социальное окружение; культура; групповой опыт; уникальный индивидуальный опыт;
- в современной социологии вопрос этапов и стадий социализация решается неоднозначно;
- в большинстве социологических дискурсов различают первичную и вторичную социализацию, что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов;
- в структуру социализации включаются социализант, социализатор и социализирующее воздействие. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п.
Сущность современного феномена социализации личности в России характеризуется следующими особенностями:
- социализация представляет собой богатую смесь «неувядаемого» прошлого и нового опыта, сочетает российский менталитет и западные демократические традиции;
- социализация нового поколения молодежи протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи;
- назрела необходимость поиска путей и средств оказания молодежи помощи в их социализации, способов эффективного воздействия на процесс социализации подрастающего поколения.
Содержание социализации современной молодежи включает:
1. Воспитание жизнеспособной личности, умеющей выживать и развиваться в нестабильном обществе.
2. Формирование жизненной позиции как интегрированной характеристики жизнедеятельности личности; как своеобразное объективное условие жизнедеятельности, в котором самоопределяется и реализует себя человек.
3. Формирование образ жизни как совокупности типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д.
4. Список использованной литературы
1. Андреев Э. М. Социально-философские основания концепции формиро-вания экоцелостной личности // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 1. – С.229-242.
2. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. - М.:Гардарики,2000. – С.117.
3. Гаврилюк В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. -2002. - № 1. – С.96-105.
4. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. - 2004. - № 1. - С.12-18.
5. Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С.124-128.
6. Ковалева А.И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. – 2004. — №1. – С.139 – 143.
7. Попов М. Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске идеологии консолидации // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 6. – С.63-78.
8. Спасибенко С. Г. Социализация студента в процессе изучения социологии // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 1. – С.127-144.
9. Старикова Н. Роль жизненной позиции в реализации творческого потенциала человека // Вестник ХГАЭП. - 2005. - № 1. – С.96-103.
10. Фролов С.С. Социология: [Учебник для высш. учеб. заведений] — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 357с.
Приложение 1
Таблица 1
Понятийно-терминологический анализ категории «Социализация»
№ п/п |
Источник |
Автор(ы), год издания |
Определение |
Сущность |
Функции социализации |
1. |
Большая советская энциклопедия |
http://great-soviet- |
(от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. |
процесс усвоения определённой системы знаний, норм и ценностей. |
Позволяет функционировать в качестве полноправного члена общества |
2. |
Основы социологических знаний |
Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - 358 с. |
процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями. |
процесс, в ходе которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам |
Делает возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями |
3. |
Большой словарь по социологии, проект |
http://voluntary.ru/ |
Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. |
Процесс становления; Процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения. |
Продолжение таблицы 1
№ п/п |
Источник |
Автор(ы), год издания |
Определение |
Сущность |
Функции социализации |
4. |
Социология: в 3-ех томах: словарь по книге |
Добреньков В., Кравченко
А. http://voluntary.ru/ |
усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости). |
Усвоение; Освоение. |
|
5. |
Социология права: словарь специальных терминов. |
Касьянов В., Нечипуренко В., 2001 г. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 480 с. |
процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. |
социального взаимодействия |
Формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. |
6. |
Большой толковый социологический словарь |
Дэвид Д., Джери Дж., 2001 г. http://voluntary.ru/ |
процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм. |
передается культура общества; модификация поведения индивидуума; функциональная предпосылка общества. |
Модифицирует с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни |
Продолжение таблицы 1
№ п/п |
Источник |
Автор(ы), год издания |
Определение |
Сущность |
Функции социализации |
7. |
Альтернативный социологический словарь |
Голохванов Е., 2001 г. voluntary.ru/dictionary/574/ |
последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе. |
Введение; Размешивание; Растворение индивида. |
|
8. |
Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге |
Семечкин Н., 2002 г. http://voluntary.ru/ |
это процесс, являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет. |
результат подкрепления детского подражания |
|
9. |
Краткий словарь по социологии |
Голованов О., 2001 г. http://voluntary.ru/ |
осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, необходимый для его успешного функционирования в данном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями. — двусторонний процесс взаимодействия общества, сутью которого является передача (трансляция) и усвоение старого (предшествующего) социального опыта и выработка нового. |
процесс воздействия общества; процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей; процесс взаимодействия общества. |
Необходима для успешного функционирования индивида в обществе; передача (трансляция) и усвоение старого (предшествующего) социального опыта и выработка нового. |