Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….
2. Основная часть……………………………………………………..
2.1. Понятие о социализации……………………………………………
2.1.1. Теории социализации личности…………………………….……..
2.1.2. Связь теории социализации личности с социальной реальностью России конца ХХ начала XXI веков………………………..
2.2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности…………………………………………………………………..
2.3. Этапы социализации, её агенты……………………………………
3. Заключение………………………………………………………….
4. Список использованной литературы………………………………
Приложение ………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

социол Контр работа.docx

— 98.21 Кб (Скачать)

С 1960-х годов тематика социализации входит в проблемное поле отечественных исследователей. Значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию социализации вносят Г.М. Андреева, И.С. Кон и другие российские специалисты в области социальной психологии.

Г.М. Андреевой выделены три  основные сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение и самосознание; подчеркнуто, что в процессе социализации происходит не только освоение и воспроизводство социального опыта, но  преобразование, продвижение его на новую ступень. Определяются следующие этапы социализации: дотрудовой (ранняя стадия и период обучения), трудовой и послетрудовой (Андреева Г.М., 1996). В последнее время отечественными социологами используются другие основания периодизации этого процесса, позволяющие учесть своеобразие социализации детей и взрослых. Как и в западной социологии, выделяются два основных, но качественно различных периода. Первый — это «первичная социализация» от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап — период «вторичной социализации», или ресоциализации, под которыми понимается своеобразная перестройка (не столь, правда, существенная) личности уже в период ее социальной зрелости. По И.С. Кону, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности (Кон И.С., 1989).

Исследователи выделяют две  фазы социализации: социальная адаптация  и интериоризация (интернализация). Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности. Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Особенность социологического изучения социализации связана и  с двойственностью объекта исследования «личность — общество». Одно из компромиссных решений заключается в избежании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества.

Общество обустраивает процесс  передачи социального опыта новым  поколениям в институциональных формах). Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга. Баланс социально-типического и индивидуально-личностного в процессе социализации варьируется как объективными, так и субъективными факторами, среди которых объективным факторам принадлежит определяющая роль. Причем на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадаптивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт.

В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений. Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям.

Прежде всего, критериален  характер самой социальности общества по ее основным параметрам. По этому  критерию, отражающему условия осуществления процесса социализации, выделяются следующие ее типы: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный (Ковалева А.И., 1996).

В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного  типа. В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию.

Социология изучает также  проблемы нормы и отклонения социализации. В общем виде социализационная норма  выступает результатом действия общественного механизма воспроизводства социальной сущности человека (Ковалева А.И., Луков В.А., 1999).

Отклоняющаяся социализация проявляется в различных формах отклоняющегося поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития индивида эталонам, установленным в обществе (Ковалева А.И., Реут М.Н., 2001). Специфика социализации связана с социальным возрастом. Так, для молодежи она обусловлена этапом ее социализации, включающим завершение первичной и начало вторичной социализации.

Особенностью первичной  социализации является преимущественно  первичное освоение индивидом окружающего мира через «понимание другого» (в веберовской трактовке). Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых других; родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах.

Вторичная социализация имеет  принципиальное отличие, состоящее  в том, что для индивида ближайшее  его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются другими  с учетом освоенной им ранее объективной  реальности. Начальный этап вторичной  социализации предполагает присвоение молодым человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж. Г. Мида), но и отождествлением себя со всеобщностью других, т. е. с обществом.

Начало вторичной  социализации, как правило, совпадает  со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого — решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе.

Определенные возможности  в социологическом изучении социализации содержатся в применении к этой проблематике тезаурусного подхода. Этот подход развивает Вал. А. Луков. Суть тезаурусного подхода состоит в выдвижении в качестве существенного для социализации обстоятельства, каковым признается формирование ориентационных комплексов по модели «свои - чужие». Такие комплексы конструируются в индивидуальном сознании под воздействием обстоятельств жизнедеятельности, основных социальных практик, во взаимодействии со «значимыми другими». В молодежной среде могут сосуществовать несколько тезаурусов, что обеспечивает мобильную смену установок и защиту «своего мира»1.

Отсутствие общепризнанной теории социализации имеет своим  следствием огромные недостатки в воспитании современной молодежи; Это, конечно, порождает потребность разработки относительно, самостоятельного направления социологической науки - социологии человека.

2.1.2. Связь теории  социализации личности с социальной  реальностью России конца ХХ начала ХХI веков

Сущность современного феномена социализации личности в России характеризуется следующими особенностями:

- представляет собой богатую смесь «неувядаемого» прошлого и нового опыта, сочетает российский менталитет и западные демократические традиции;

- формировался в исторически короткий отрезок времени, вобравший в себя революционные по своему содержанию перемены в общественной жизни, в массовом и индивидуальном сознании россиян;

- процесс сопровождался лихорадочными поисками способов адаптации социальных отношений к общемировым стандартам и проверенным временем традициям;

- наступило осознание необходимости ориентации на консолидирующую идеологию, учитывающую реалии современного мира и сложившиеся исторические традиции2;

- заказчиками социализации личности являются: государство, общество, семья, школа, церковь, бизнес, другие социальные институты и, что очень важно, сам человек3;

Социализация нового поколения молодежи протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи. Темп изменений в социальной жизни приводит к тому, что условия и образ жизни, верования и ценности тех, кто проходил социализацию 20-30 лет назад весьма различны, и это уже само по себе несет потенциальные возможности конфликта между поколениями:

- у молодежи отсутствует ориентация на ценности своей социальной общности (склонность к расслоению внутри поколения);

- молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений - главное — инициатива, предприимчивость и поиск нового;

- обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством идет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт4;

- идет переоценка культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта;

- молодежь фетишизирует и идеализирует рынок. Рыночные отношения расширили возможности личности, разрушив идеологический диктат, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора.

- у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной;

- молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха;

- произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ;

- отсутствует идеал воспитания, что приводит к кризису идентификации молодежи. Человек теряет осознание своего предназначения, в обществе;

- у государства отсутствуют внятные и всеми поддерживаемые цели общественного развития, мобилизирующие ценности и идеалов - молодежь теряет ощущение Родины;

- основной формой объединения  молодежи становятся тусовки как инструмент ее социализации, находясь вне сферы влияния (образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества;

- у молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда;

- в молодежном сознании работа на производстве не престижна, да и к тому же обесценена постоянными невыплатами заработанных денег;

- у современной молодежи сформировалась иная система ценностей, произошла их коренная переориентация. Как уже говорилось, в сфере трудовой мотивации молодежи преобладающее значение имеет материальная выгода;

- произошла утрата перспективы, разрушение жизненных планов, укрепившаяся неуверенность в завтрашнем дне и как следствие, рост депрессивных настроений, размывание духовных и моральных ориентиров5;

- государство отказалось от монопольного права быть носителем идеологии, предоставив возможность каждому молодому человеку определить для себя наиболее значимые духовные и ценностные ориентиры6;

- многоаспектность кризиса социализации молодежи: низкий уровень материальной обеспеченности, социальной защищенности, падение престижа труда, либерализация половой морали, потеря духовных, нравственных, идейных ориентиров, девиантное поведение и пр.7;

- у большей части молодых людей не хватает таких качеств и знаний, как психологическая и социальная готовность жить и трудиться в новых условиях; инструментальные знания, готовность и способность достойно выходить из необычных и сложных ситуаций8.

Информация о работе Социализация личности