Министерство образования и
науки Российской Федерации
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.И.И. ПОЛЗУНОВА
Кафедра «Теоретическая
и прикладная социология»
Курсовая работа защищена
с оценкой
________________________________
Руководитель работы
Доцент Наймушина Т.В.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ
РАБОТЕ
По дисциплине «Психология»
КР0400101.15
Работу выполнила
Студентка гр. СР-21
А.В.Сорокина
Барнаул, 2014
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Личность и ее социализация
1.1 Понятие личности человека и различные
подходы к ее изучению……………………………………………………………………….5-12
1.2 Социализация личности: понятие,
сущность, факторы и агенты социализации…………………………………………………………………13-17
1.3 Средства, механизмы и проблемы
социализации……………………..17-23
Глава 2. Психологическое исследование
2.1 Анализ психологического исследования
«социального интеллекта» Гилфорда……………………………………………………………………...24-34
2.2 Собственное исследование на
уровень социализации………………...35-43
Заключение…………………………………………………………………...43-44
Список используемой литературы……………………………………………..45
Приложения 1-9………………………………………………………………46-63
Введение
Важнейшему социальному этапу
становления личности соответствует школьный
возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти годы
отмечаются интенсивный рост и развитие
организма ребенка, происходит его биологическое
и социальное созревание, формируется
мировоззрение, готовность к разным видам
трудовой и творческой деятельности.
Как известно, детям школьного возраста
свойственна ранимость, повышенная чувствительность,
поэтому главной задачей является активизация
воспитанников в освоении ими социального
опыта, выраженного в знаниях, необходимых
умениях и навыках, отношениях. Но в последние
годы особенно проявляются отклонения
от морали у многих детей и подростков.
Увеличивается детская преступность,
причиной большой смертности у детей
и подростков стали травмы и несчастные
случаи, растет число хронических заболеваний,
и заболеваний, передающихся половым путем,
что связано с ранним началом половой
жизни, снижается порог начала табакокурения,
увеличивается число подростков, употребляющих
спиртные напитки и наркотические вещества.
Особую тревогу вызывает увеличение
числа самоубийств. Низкая самооценка,
большое количество стрессовых ситуаций,
тяжелая домашняя обстановка, трудности
с учебой, неуверенность в выборе профессии,
неудачные попытки найти свое место в
обществе служат толчком на самоубийство.
Проблемы в семье, как экономические, так
и социальные (пьющие родители, развод
родителей, утрата взаимопонимания и т.д.)
могут спровоцировать замкнуться, возникновение
эмоциональной и социальной изоляции.
Исходя из этого можно смело
утверждать об актуальности моего исследования
и сформулировать цели и задачи:
Объект исследования: Социализации личности человека
в сфере разных подходов.
Предмет исследования: Особенности и условия социализации
личности.
Цель: Определить степень влияния
различных факторов на социализацию человека.
Задачи:
Изучить понятие и сущность
социализации личности
Изучить факторы социализации
детей
Изучить проблемы социализации
детей
Проанализировать исследование
«Социального интеллекта» Гилфорда
Провести собственное исследование
на определение уровня социализации детей
МБОУ «СОШ №6»
Личность человека
и различные подходы к ее изучению.
Понятие личность имеет множество
определений, рассмотрим основные из них.
Личность — это динамическая организация
психофизических систем внутри индивидуума,
определяющая его уникальное приспособление
к окружающей среде. (Оллпорт)
Личность — относительно устойчивая
система поведения индивида, построенная,
прежде всего, на основе включенности
в социальный контекст. Стержневым образованием
личности является самооценка, которая
строится на оценках индивида другими
людьми и его оценивании этих других .
Личность – саморегулируемая функциональная
динамическая система непрерывно взаимодействующих
между собой свойств, отношений и действий,
складывающихся в процессе онтогенеза
человека. Это феномен общественного развития,
конкретный живой человек, обладающий
сознанием и самосознанием. Личность –
одна из базовых категорий психологической
науки.
Структура личности – целостное системное образование,
совокупность социально значимых психических
свойств, отношений и действий индивидуума,
сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих
его поведение как поведение сознательного
субъекта деятельности и общения.
Психология личности стала
экспериментальной наукой в первые десятилетия
ХХ века. Ее становление связано с именами
таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт,
Р. Кеттел и другие. В конце 30-х годов прошлого,
века в психологии личности началось активная
дифференциация направлений исследований.
В результате ко второй половине ХХ
века сложилось много различных подходов
и теорий личности.
В своей работе я рассмотрю
и проанализирую три основных подхода
к изучению личности с точки зрения:
- бихевиоризма
- гуманистической психологии
- трансперсональной психологии.
Бихевиоризм
Ведущее направление в американской
психологии ХХ века, оказавшее значительное влияние
на все дисциплины, связанные с изучением
человека. Бихевиоризм отрицает сознание
как предмет научного исследования и объясняет
психику как совокупность реакций организма
на стимулы внешней среды.
Отрицалось качественное отличие
поведения человека от поведения животных.
В России были разработаны экспериментальные
методы исследования поведения животных
и человека. Их работы оказали значительное
влияние на бихевиористов, но были истолкованы
механистически.
В 1913 г. сложилась первая программа
бихевиоризма, сформулированная американским
психологом Дж. Уотсоном. В ее основу легла
зоопсихология. Экспериментальная программа
Уотсона предполагала, что психолог должен
уметь проследить жизнь человека от колыбели
до смерти, и что все психические явления
сводятся к реакциям организма, преимущественно
двигательным: мышление отождествляется
с речедвигательными актами, эмоции –
с изменениями внутри организма и т.д.
За единицу поведения принимается связь
стимула и реакции. Законы поведения фиксируют
отношения между тем, что происходит на
«входе» (стимул) и «выходе» (двигательный
ответ) системы организма. Процессы внутри
этой системы – как психические, так и
физиологические считаются не поддающимися
научному анализу как недоступные прямому
наблюдению.
Основной метод бихевиоризма
– наблюдение и экспериментальное изучение
реакций организма в ответ на воздействия
среды, с целью выявления доступных математическому
описанию корреляций между этими переменными.
Подавляющая часть экспериментов была
проведена на животных (преимущественно
на белых крысах). Установленные закономерности
были перенесены на человека. Игнорируются
активность организма и роль его психической
организации в преобразовании среды, а
также социальная природа человека.
Важные заслуги бихевиоризма:
1) он внес в психологию сильный
крен в естественнонаучную сторону;
2) он ввел объективный метод,
основывающийся на регистрации и анализе
внешне наблюдаемых фактов, процессов
и событий, благодаря чему получили бурное
развитие инструментальные приемы исследования
психических процессов;
3) был чрезвычайно расширен
класс исследуемых объектов, стало
интенсивно изучаться поведение
животных, младенцев и т.д.;
4) в его работах были
значительно продвинуты отдельные
разделы психологии, в том числе
проблемы научения, образования
навыков и др.
Гуманистическая
психология
Одно из ведущих направлений
современной западной, преимущественно
американской психологии. Зародилась
в Калифорнии в 1950-е годы. Гуманистическая
психология признает главным предметом
личность как целостную уникальную систему,
которая представляет собой не нечто заранее
данное, а открытую возможность самоактуализации.
Основана она на вере в возможность расцвета
каждого человека, если предоставить ему
возможность самому выбирать свою судьбу
и направлять ее.
Возникновение и формулирование
ее основных принципов связано с именем
американского психолога А. Маслоу.
По А. Маслоу воспитание и общественные
нормы более или менее эффективно принуждают
людей забыть о собственных чувствах или
потребностях и принять навязанные другими
ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить
основные потребности очень часто бывают
ограниченны, что препятствует возникновению
и удовлетворению потребностей более
высокого уровня. Потребности человеку
«заданы» и иерархически организованы.
В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни
(см. прилож№1):
5: Потребности, связанные с самоактуализацией,
или потребности личной состоятельности.
4: Потребности, связанные с уважением
других и самоуважением.
3: Потребности, связанные с любовью
и приятием, – в аффективных отношениях
с другими, во включенности в группу; потребность
любить и быть любимым.
2: Потребности, связанные с безопасностью,
– в уверенности, порядке, структурированности,
предсказуемости окружения.
1: Базовые физиологические потребности.
Общий принцип, предлагаемый
для трактовки развития личности: ниже
лежащие потребности должны быть удовлетворены
прежде, чем можно перейти к реализации
высших. Без этого можно и не подозревать
о существовании потребностей более высокого
уровня. В целом, чем выше человек может
подняться по лестнице потребностей, тем
больше здоровья и гуманности он будет
проявлять, и тем более индивидуален он
будет. На вершине пирамиды оказываются
потребности, связанные с самоактуализацией.
Достигают этого уровня немногие – менее
1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу
и не знает о его существовании.
На главный вопрос: «Что такое
самоактуализация?», – А. Маслоу отвечает
следующим образом: «Самоактуализирующиеся
люди все без исключения включены в какое-либо
дело… Они преданы этому делу, оно является
чем-то очень ценным для них – это своего
рода призвание»
Таким образом, с точки зрения
теории самоактуализирующейся личности,
задача человека – стать тем, чем возможно
– самим собой – в обществе, где условия
не способствуют этому. Человек – высшая
ценность и, в конечном счете, отвечает
лишь за то, чтобы состояться.
Трансперсональная
психология
Хотя до конца 60-х годов ХХ
в. трансперсональная психология не оформилась
как отдельная дисциплина, трансперсональные
тенденции в психологии существовали
уже несколько десятилетий. Самыми видными
представителями этого направления были
К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли. Мощным рычагом
для нового движения послужили клинические
исследования с применением психоделических
препаратов (ЛСД), методов холотропного
погружения и ребёфинга (С. Грофф).
Трансперсональная психология
ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую
описывать явления, не получившие достаточного
обоснования в рамках первых «трех
сил» – психоанализа, бихевиоризма и гуманистической
психологии. Первоочередно это относится
к предельным возможностям психики, к
так называемым, мистическим переживаниям,
мистическому сознанию и т.п., – формам
особого духовного опыта, требующим при
анализе взгляда не с традиционных научных
позиций.
В центре трансперсональной
психологии – «психологии за пределами
личности» – измененные состояния сознания,
переживание которых может привести к
смене фундаментальных ценностей, духовному
перерождению и обретению целостности.
Лидер этого направления – С. Грофф, разработавший
метод холотропного дыхания, иначе называемого
ребефингом.
Эмпирическое подтверждение
трансперсональному подходу к пониманию
человека дали 30-летние исследования Станислава
Гроффа. Он доказал, что в сфере сознания
человека нет четких пределов и ограничений,
тем не менее, полезно выделить четыре
области психики, лежащие за пределами
нашего обычного опыта сознания:
1) сенсорный барьер;
2) индивидуальное бессознательное;
3) уровень рождения и
смерти (перинатальные матрицы);
4) трансперсональная область.
Большинству людей доступны
переживания на всех четырех уровнях.
Переживания эти можно наблюдать во время
сеансов с психоделическими препаратами
или в современных подходах экспериментальной
психотерапии, где используется дыхание,
музыка (ребёфинг, голотропное погружение),
работа с телом. Переживанию способствуют
самые разнообразные религиозные обряды,
восточные духовные практики. Много случаев
такого рода можно наблюдать во время
спонтанных эпизодов неординарных состояний
сознания.
Кратко о каждом из этих уровней:
а) сенсорный барьер
Всякая техника, дающая возможность
эмпирически войти в сферу бессознательного,
будет вначале активировать органы чувств:
разнообразные физические ощущения в
теле, (физический барьер), безадресные,
по-видимому, ранее часто сдерживаемые
эмоции (человеку хочется плакать или
смеяться без какого-либо конкретного
повода — эмоциональный барьер), актуализация
зрительных образов (цветные пятна, геометрические
формы, какие-либо пейзажи могут мелькать
в поле зрения за закрытыми веками — образный
барьер), изменения в слуховой зоне могут
проявляться как звон в ушах, жужжание,
звуки высокой частоты, это может сопровождаться
необычными осязательными ощущениями
в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные
переживания и представляют тот «сенсорный
барьер», который необходимо преодолеть,
прежде чем начнется путешествие в бессознательную
сферу психики.