Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Социология личности - область изучения личности как социально типичного субъекта системы общественных отношений. Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социально-экономических и социально-культурных условий социализации личности, т.е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения.

Оглавление

Введение 2
1 Понятие личности в социологии. Социализация личности. 3
2 Социальный контроль и девиации в современном обществе. 13
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 36.29 Кб (Скачать)
 
 
 

     Содержание 

Введение 2

1 Понятие личности в социологии. Социализация личности. 3

2 Социальный контроль и девиации в современном обществе. 13

Заключение 14

Список литературы 15

 

       ВВЕДЕНИЕ

       Социология  личности - область изучения личности как социально типичного субъекта системы общественных отношений. Социология личности исходит из принципа решающего  значения объективных социально-экономических  и социально-культурных условий  социализации личности, т.е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения.

       Личность - сложный объект изучения, поскольку  она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального, вбирает всю их многоплановость  и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты  не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.

       Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость  сопряжена с умением властвовать  над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

       На  сегодняшний день проблема личности занимает в системе социологического знания одно из центральных мест, поскольку  каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного  человека. Индивидуальное поведение, таким  образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

         
 

       1. Понятие личности  в социологии

       Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

       Представители другой точки зрения полностью отвергают  врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность - это  некоторый продукт, полностью формируемый  в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические  особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы  формирования личности более весомы.

       Представляется  удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

       Для анализа возникновения и развития личностных черт Фролов С.С. делит факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт, и анализирует  влияние этих факторов на личность.

       Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

       В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность  во все времена года, что в большей  или меньшей степени сказывается  на деторождении. Ребенок рождается  совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают  основу социальной жизни людей. Черты  биологического наследия дополняются  врожденными потребностями человеческого  существа, которые включают потребности  в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие  от других членов общества. Но биологическая  наследственность не может полностью  создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с  генами.

       Однако  биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает  ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность  долго находиться под водой, наличие  биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное  разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

       Физическое  окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

       В связи с этим можно сказать, что  физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно  и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального  опыта.

       Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

       Американская  исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты.

       Однако  в сложных обществах очень  трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа  субкультур. Наше, общество имеет много  структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений  имеет тенденцию к созданию собственной  субкультуры с определенными  личностными образцами. Эти образцы  смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов  различных субкультур следует изучать  каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние  личностных образцов доминирующей культуры.

       Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические  факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако следует  помнить, что главными факторами, определяющими  процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

         Социализация личности

       Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

       Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я". Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

       Обособление личности сначала от физического  мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать  социальный опыт, ребенок формирует  образы различных личностей и  в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного  сопоставления себя с другими  личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с  уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения  качествами, которые постигаются  через групповое общение, групповой  опыт. То, что личность развивается  не просто путем автоматического  развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида.

       Существуют  различные научные объяснения процесса формирование личности в ходе группового общения. Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед  собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью  отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции  собственного "Я" происходит в  ходе длительного, противоречивого  и запутанного процесса и не может  происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь  на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

       Рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный "Я" - образ не рождается только в связи с  объективными фактами. Самый обычный  ребенок, усилия которого оценены и  вознаграждаемы, будет ощущать чувство  уверенности в своих силах  и собственном таланте, в то время  как поистине способный и талантливый  ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство  некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Информация о работе Социализация личности