Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:06, контрольная работа
Социология личности - область изучения личности как социально типичного субъекта системы общественных отношений. Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социально-экономических и социально-культурных условий социализации личности, т.е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения.
Введение 2
1 Понятие личности в социологии. Социализация личности. 3
2 Социальный контроль и девиации в современном обществе. 13
Заключение 14
Список литературы 15
Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения.
Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистом.
Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала.
Таким
образом, зеркальное "Я", формирующее
личность, вследствие таких искажений
никогда полностью не соответствует
действительному положению
Определив возможность формирования личности, "Я» - образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".
Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3--4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.
В
ходе подобного процесса индивид, проходя
последовательно все стадии вхождения
в другие роли, развивает способность
видеть свое собственное поведение
во взаимосвязи с другими
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого".
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного "Я" и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.
Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Уникальный индивидуальный опыт. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых.
Следует
отметить, что процесс социализации
личности протекает в основном под
влиянием группового опыта. При этом
личность формирует свой "Я" - образ
на основании восприятия того, как
о ней думают, как ее оценивают
другие. Для того чтобы такое восприятие
было успешным, личность принимает
на себя роли других и глазами этих
других смотрит на свое поведение
и свой внутренний мир. Формируя свой
"Я" - образ, личность социализируется.
Однако не существует ни одного одинакового
процесса социализации и ни одной
одинаковой личности, так как индивидуальный
опыт каждой из них уникален и неповторим.
2. Социальный контроль и девиации в современном обществе
Исходным понятием для изучения девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля является понятие «норма» - основной элемент культуры. Социальные нормы выполняют в обществе важные функции, которые: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.
Социальный контроль - это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При таком понимании следует говорить о формах и степени отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.
Заключение
В социологии личность рассматривается на двух (макро - и микросоциологическом) уровнях. В первом случае она понимается как продукт культуры, во втором -- как исполнитель конкретной социальной роли. На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры. Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство данного общества
В процессе социализации личности определяющими факторами являются групповой опыт и уникальный личностный опыт. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков данного процесса является отклоняющее (девиантное) поведение.
Список литературы
1. Габдуллина К., Раисов Е. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Алматы: «Нур-пресс», 2005 - 202 с.
2. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994 - 256 с.
3. Павленок П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 272 с.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт - М., 2001. - 511 с.
5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. - М.: Норма, 2003. - 912с.
6. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр. 1999 - 160 с.
7. Гидденс Э. Социология. Эдиториал УРСС, Институт Открытое общество. 1999 - 704 с.