Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:53, реферат

Краткое описание

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Файлы: 1 файл

Социализация личности.docx

— 19.98 Кб (Скачать)

Социализация личности

 

 Социализацией называется процесс  становления личности, ее  обучения, воспитания и усвоения социальных  норм, ценностей, установок,  образцов  поведения, присущих данному обществу.

 

 Социализация выполняет в  общество три основных задачи:

1)       интегрирует  индивида в общество, а также  в различные типы

 социальных общностей через  усвоение им элементов культуры, норм и

 ценностей;

2)   способствует взаимодействию  людей вследствии принятия ими

 социальных ролей;

3)   сохраняет общество, производит  и передает культуру поколений

 через убеждения и показ  соответствующих образцов поведения.

 По мнению Ч. Кули, личность  проходит следующие стадии  социализации:

1)имитацию - копирование детьми  поведения взрослых;

2)   игровую  - детское поведение как исполнение роли со значением;

3)   групповые игры - роль как  ожидаемое от нее поведение.  В процессе

 социализации различают ее  первичные и вторичные формы.

 

 Первичная (внешняя) социализация  означает приспособление  индивида  к ролевым функциям и социальным  нормам, складывающимся в  различных  социальных институтах общества  на различных уровнях  . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную  идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

 

 Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс  включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида  заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это  представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

 

 Важнейшими факторами социализации  личности выступает феномен   нахождения индивида в группе  и самореализации через нее,  а также  вхождение индивида  в более сложные структуры  общества.

 

 Группа выступает в качестве  социальной ниши, обеспечивающей  личности определенный уровень  комфорта. Но этот уровень обеспечен  лишь  при соблюдении необходимых  условий бесконфликтного включения   человека в группу - при соответствии  личностных ожиданий и требований  группы к возможностям личности.

 Основными определяющими факторами  на внеличностном  (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус,  роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне  важнейшими факторами социализации являются национальные  особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений  между  членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются  характеристики члена группы  как  личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность  в  самоутверждении. На данном уровне определяющими  факторами,  снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная  ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль  действий.

 В результате социализации  формируются различные типы личности,  социальные характеры, разнообразные  потребности, ценностные  ориентации.

Рассмотрим различные подходы  к описанию механизмов  социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах  социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять  способов адаптации к социуму:

 

 мазохистский - рецептивный,

садистский - эксплуатируемый,

 деструктивный - накопительский,

 конформистский - рыночный,

 продуктивный - духовный.

 Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических  этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических  факторах.

Социализация представляет собой  процесс становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

 

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается  к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные  им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

 

Первые элементарные сведения человек  получает в семье, закладывающей  основы и сознания, и поведения. В  социологии обращено внимание на тот  факт, что ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи  принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые  впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

 

Эстафету  социализации личности принимает  школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым  человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в  общих чертах начинает формировать  свое представление об обществе, в  котором он живет, о принципах  построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает  в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором  ценностей, которые иногда прямо  противостоят друг другу?

 

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после  окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые  сложились на производстве  под  влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

 

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная  обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как  созидательных, так и разрушительных задач.

 

Социализация личности органично  включает в себя передачу социального  опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При  их посредстве новые поколения приобщаются  к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем  общества.

 

И наконец, социализация личности связана  с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты  и качества, свойственные тем или  иным типам личности.

 

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую  форму присвоения  человеком тех  гражданских отношений, которые  существуют во всех сферах общественной жизни.

 

В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление  социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

 

Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности требует  постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

 

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно  свидетельствует, что это настолько  взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно  усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные  перемены, а также изменения в  сознании и поведении людей.

 

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений  в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

 

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой  и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик  человека. Феномен национального  в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

 

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты  и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

 

Вместе с тем, в какой бы сфере  ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его  деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

 

 Духовный компонент является  определяющим в социализации  человека, что позволяет, на наш  взгляд, рассматривать эту отрасль  социологической науки в тесной  связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы  искусства. Это ни в коей  мере не преуменьшает роль  и значение экономических, социальных  и политический отношений. Но  человека возвышают лишь уровень  культуры, богатства и глубина  его духовного мира, степень развитости  гуманизма, милосердия и уважения  к другим людям.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических  установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему  успешно функционировать в обществе.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы  человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

 

"Человек есть личность в  силу того, что он сознательно  определяет отношение к окружающему".

(С.Л. Рубинштейн)

 

"Личность - это человек как  носитель совокупности психических  свойств и качеств, определяющих  социально-значимые формы деятельности  и поведения".

(Е.В. Шорохова)

 

"Понятие личности обозначает  человеческого индивида как часть  общества, обозначает интегрированые  в нем социально-значимые черты".

(И.С. Кон) 

 

 

"Личность - субъект общественного  поведения и коммуникации".

(Б.Г. Ананьев) 

 

 

"Личность - это индивид, определяющий  свою деятельную позицию ко  всему, что его окружает: к труду,  к социальному строю, к борьбе  масс, к задачам коллектива, к  ;судьбе другого человека ".

(П.Е. Кряжев)

 

 

"Личность - человек как носитель  сознания".

(К.К. Платонов)

 

 

"Личность - человек как общественный  индивидуум, субъект познания и  объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью  и способное к трудовой деятельности

(А.В. Петровский)

 

 

"Личность - это интегрированное  понятие, характеризующее человека  в качестве объекта и субъекта  биосоциальных отношений и объединяющее  в нем общечеловеческое, социально-специфическое  и индивидуально неповторимое"

 (Б.Д. Парыгин)


Информация о работе Социализация личности