Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Сказывается действие трех глобальных тенденций.
Во - первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.

Оглавление

Введение………………………………………………………..2

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие личности. Личность и общество…………………4
2. Основной принцип классификации личности…………….5
3. Личность и основные факторы её развития……………….6
4. Социализация личности…………………………………….7
4.1. Структура социализации личности……………………..11
4.2. Феномены, механизмы и направления социализации…13
5. Социальные роли…………………………………………...15
5.1. Процесс обучения социальным ролям…………………..16
5.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли………….18

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Групповой опыт……………………………………………...22
2. Индивидуальный опыт………………………………………26
3. Западные концепции социализации личности……………..27

Заключение……………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………….37

Файлы: 1 файл

Социализация личности.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение………………………………………………………..2

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие личности. Личность и  общество…………………4

2. Основной принцип классификации  личности…………….5

3. Личность и основные факторы  её развития……………….6

4. Социализация личности…………………………………….7

4.1. Структура социализации личности……………………..11

4.2. Феномены, механизмы  и направления социализации…13

5. Социальные роли…………………………………………...15

5.1. Процесс обучения социальным  ролям…………………..16

5.2. Предписанные и достигаемые  статусы и роли………….18

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Групповой опыт……………………………………………...22

2. Индивидуальный опыт………………………………………26

3. Западные концепции  социализации личности……………..27

 

Заключение……………………………………………………...36

Список используемой литературы…………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России в настоящее  время происходят серьезные изменения  условий формирования личности. Сказывается  действие трех глобальных тенденций.

Во - первых, усиливается  мировая тенденция динамизма  социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.

Во - вторых, идет мучительное  преодоление тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях, осознание  значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности. 

В - третьих, дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного  начала в формировании личности. В  качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков «социального самовыстраивания», самовоспитания.

Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид  от всех других биологических видов.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация - это процесс  становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

"Под социализацией  принято понимать процесс овладения  человеком социальными ценностями  и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества". Это путь от биологического существа к общественному. Этот процесс происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, и общество, посредством воспитания, образования приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации, обусловливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Подростковый возраст - время перехода ребенка в мир  взрослых, становления новой личности, и кому как не родителям помочь облегчить подростку процесс вхождения в общество. А важнейшим институтом социализации личности является семья. Роль семьи неоценима в качестве одного из путей преодоления духовного и социального кризиса.

На Западе в последнее  время активно обсуждается необходимость интеграции социологии семьи и психологии развития с целью анализа социальных факторов в становлении личности, как детей, так и взрослых на различных этапах их жизненного цикла. По сути, речь идет о разработке в области фамилистики нового направления - психологической социологии. Это актуально и для отечественной науки. Так же, как и за рубежом, семейные проблемы изначально исследовались в рамках социологии, и лишь значительно позже психологи стали рассматривать семью в качестве важнейшего обстоятельства в развитии личности детей. Но, на стыке этих двух дисциплин пока нет, не только теоретических обобщений, но и представительных данных. Частые апелляции к зарубежным результатам бывают, неадекватны из-за социокультурной специфики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Понятие личности. Личность и общество.

 

 Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием “индивид”. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие “личность”. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

 

2. Основной  принцип классификации личности.

 

А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)

Идеальной классификацией должна считаться  такая, которая в каждом из своих  типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и  социальную физиономию, поскольку они  состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая  на совершенство или законченность, является, тем не менее, шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен  принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо  и всецело вытекает из упомянутого  выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной  человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой (и это самое важное)- тем прирожденным  запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени одаренности”.  В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую  их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Если деление по психическим  уровням выражает собой степень  активности приспособления личности  к окружающей среде (или, на более высоких уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами.  Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

Само собой разумеется, что в  зависимости от различий темперамента и характера крайне различны, будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или иначе приспособиться к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду и лежат в основе того, что называют делением личностей по их психическому содержанию.

 

3. Личность и основные факторы ее развития.

 

Быть господином самому себе. «Личность» -  многозначное слово.  Одно из значений понятия «личность» выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, длина ног. Речь идёт о свойственных конкретному человеку - индивидууму - чертах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело. Очень важно, есть ли у человека своё личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, до конца отвечать за свои действия. Не зря говорят: быть личностью - значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину.

Личность является одним из тех  феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря  добровольно выбранным твёрдым  принципам.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

Информация о работе Социализация личности