Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:30, реферат
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Социализация
личности
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация – освоение личностью социальной действительности.
Источниками социализации личности являются:
Социализация – не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определёнными социальными условиями. Социализация даёт личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.
У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать своё подобие. Социализация – это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.
Стиль социализации определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципами взаимодействия между поколениями являются равенство и сотрудничество, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей.
Приобщение индивида к социальному наследию – приобщение его к культуре общества, достижениям человечества, представленным в духовных и материальных ценностях, нормах социальных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни.
Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества – качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.
Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего, «Обыкновенно думают, – писал Л.Н. Толстой в романе «Воскресение», – что вор, убийца, шпион, признавая свою профессию дурною, должны были стыдиться её. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признаётся составленное ими о жизни и о своём в ней месте понятие».
Поведение
человека детерминируется его
Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида. Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всём: в изменении лица, голоса, строении тела, новых способах взаимодействия со средой.
Ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случае достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся так же к подростку, как правило, как к ребёнку. Отсюда – подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение «уличной» романтикой.
Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения – делинквентное поведение – система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, ригидностью ( негибкостью ) поведения, склонностью к аффективным реакциям.
Делинквентное
поведение в значительной мере обусловлено
неблагополучием семейного
Своевременно не пресечённые, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующих поведенческих стереотипах, формируется асоциальный стиль поведения, который при определённых условиях может перерасти в устойчивый асоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей – такова первопричина социально дезадаптивного поведения.
Социальная неадаптированность личности, её отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством асоциального проявления личности на ранних стадиях её формирования. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
Фундаментальная социальная потребность человека – потребность в самоуважении, в личностном признании – должна находить отклик в социально положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклонённая социумом личность.
Для
формирования личности особенно опасны
дефекты социализации в раннем возрасте,
воздействия асоциального «социализатора»,
влияние асоциальных
Различаются
личности социализированные –
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной адаптированностью развитая личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остаётся приверженной своим позициям и ценностным ориентациям.
Возможные
психические срывы в
В построении жизненных планов
стабильная личность исходит
из реальных возможностей, избегает
завышенных притязаний. Развитая
личность обладает
Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск.
Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна – она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-Концепции».
Таким
образом, личность и общество взаимодействуют
в процессе социализации: общество передает
социально-исторический опыт, нормы, символы,
а личность, в свою очередь усваивает
все знания и опыт, которые передает общество.
Список
используемой литературы: