Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)

порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и по каким

речевым признакам. Весь ход опознания  по устной речи фиксируется с

использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание  может

быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с

фотокарточками Других лиц в  количестве не менее трех. При этом соблю-

даются все выше рассмотренные  требования.

Результаты предъявления для опознания  подвергайся следователем

проверке и оценке — они могут  оказаться ошибочными из-за умышленно

ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В  случае

возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности

опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается  судебно-психологическая экспертиза.

Глава 8. Психология проверки показаний  на месте

Проверка показаний на месте  осуществляется для установления

соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого,

потерпевшего или свидетеля  обстановке места события. Результаты

данного следственного действия могут  свидетельствовать об осведомленности

или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии,

позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события.

Данное следственное действие —  одно из средств разоблачения ложных

показаний.

Показания проверяют только на месте  исследуемого события, измененная

обстановка максимально приближается к первоначальной, в

демонстрационных действиях используются только те орудия (или их

муляжи), которые использовались в  проверяемом событии. Изменившиеся и

не поддающиеся восстановлению условия учитываются как обстоятельства,

снижающие достоверность полученных результатов.

При подготовке к данному следственному  действию определяются те

обстоятельства, которые подлежат проверке, уточнению и детализации,

вопросы, подлежащие выяснению.

При прибытии на место лицо, чьи  показания проверяются, свободно

излагает соответствующие обстоятельства, связанные с расследуемым

событием. При этом выясняется, по каким приметам он выбирает маршрут

движения к месту события  и узнает место события. Проверяемое  лицо может

демонстрировать действия, совершенные  им во время события, показывает все

предметы, вовлеченные в событие, указывает все места, где могли  остаться

следы и иные вещественные доказательства. Этому лицу задаются

уточняющие и детализирующие вопросы, а также вопросы, активизирующие

его воспроизводящую деятельность.

В психологическом отношении проверка показаний на месте сопряжена  с

психическим процессом узнавания: ранее сформированный образ

сопоставляется с образом текущего восприятия. Узнавание может осуществляться по существенным и

несущественным признакам. Возможны и ложное узнавание, добросовестное

заблуждение. В крайне утомленном, психически напряженном состоянии

проверяемое лицо может испытывать иллюзию повторного видения тех

обстоятельств, которые в действительности воспринимаются впервые.

Многие люди не обладают развитой пространственной (топографической)

ориентацией. Их ориентационные затруднения  не могут быть истолкованы

как несоответствие их показаний действительности. При этом учитываются та-

кие особенности восприятия, как  апперцепция, избирательная направленность,

константность и аконстантность. Узнавание местности и обстановки

затрудняется в различных ракурсах их восприятия, в условиях измененного

освещения и особенно при сезонных изменениях. Однако неузнавание объектов

с четко выраженными опознавательными признаками должно вызвать

сомнение в правдивости показаний. Особенно отчетливо должны запоминаться

объекты различных действий, последовательность их использования,

обстоятельства, затруднявшие достижение определенных целей,

обстоятельства, связанные с началом  или окончанием действий, передвижений,

поворотные пункты маршрута движения — все, что могло выступать  в каче-

стве опорных пунктов восприятия и запоминания.

 

 

 

 

 

40. Психология  следственного эксперимента.

Следственный эксперимент –  это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся  и получение новых доказательств. Содержанием его является производство различных опытов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях, имеющих  значение для установления истины по делу. Воспроизведя соответствующие  условия, следователь устанавливает  возможность:

различать и опознавать определенные предметы при соответствующих условиях: их форму, цвет, размеры, удаленность  и др.;

совершать определенные действия при  данных условиях;

провести данное действие за определенное время;

слышать и различать определенные слова, звуки.

Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку  его результаты нередко наглядно свидетельствует о возможности  или невозможности определенного  явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно.

Важен подбор участников следственного  эксперимента, кроме следователя  и понятых, могут принять участие  обвиняемый, потерпевший, следователь, специалисты различных отраслей знания, технический персонал, помогающий практически выполнить те или  иные опытные действия.

Недоступно в ходе эксперимента воспроизводить само событие преступления, также нельзя при подготовке следственного  эксперимента и его проведении допускать  действия, унижающие честь и достоинство  его участников, угрожающие их жизни  и здоровью.

По своему содержанию большинство  видов следственного эксперимента представляет исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события при  определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать  запах и т.д.); совершение тех или  иных действий (проникновение через  отверстие и т.д.); проверяются  умения, навыки (изготовить поддельную печать, открыть замок определенным способом и т.д.).

Следственным экспериментом руководит  следователь. Он принимает решение  о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и  т.д. Но это не означает, что следователь  должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находится на всех участках. При  подборе понятых следователь  исходит из сложности опытов, в  случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными  профессиональными знаниями, физическими  данными. Психологического подхода  требует решение вопроса о  применении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.[1]

Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя – организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать  получаемые результаты. Следователь  определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет  опыты. Опыты проводятся многократно. Неоднократное проведение одних  и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет  более тщательно изучить исследуемого явления, убедится в том, что полученные результаты не являются случайными и  что они достоверны.[2] Дублирующие действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их закономерность. Многократность – первый принцип следственного эксперимента.

Второй принцип – вариативность, т.е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях.

По отношению к проверяемому событию полученные результаты могут  быть положительными (событие могло  произойти) или отрицательными (событие  могло не произойти). Различают два  типа экспериментов:

а) проверяющие объективную возможность  выполнения каких-либо действий;

б) проверяющие субъективную возможность  выполнения этих действий данным лицом.

Положительные результаты экспериментов  позволяют сделать вывод о  том, произошло ли проверяемое явление  в действительности. Возможность  видеть, слышать, выполнять определенные действия само по себе не доказывает, что  данное лицо действительно видело, слышало, сделало что-то. Не доказывают это и субъективные возможности  испытуемого, подтвержденные экспериментом. Вывод будет правомерным, если он основан на совокупности имеющихся  доказательств, а не на изолированной  оценке результатов эксперимента.

Оценка отрицательных результатов  экспериментов еще сложнее –  отрицательный результат позволяет  сделать достоверный категорический вывод о том, что предполагаемого  явления не было, оно не возможно. При этом должны быть соблюдены требования о многократности опытов и вариативности, чтобы была абсолютная уверенность  в том, что это невозможно для  всех людей, а не только для избранных  следователем исполнителей экспериментальных  действий.[3] Если экспериментатором проверяются чьи-либо показания, то лицо, утверждающее о выполнении им определенных действий, наряду с другими участниками должно быть подвергнуто соответствующему испытанию. Возможно, оно обладает способностями, навыками, умениями, сноровкой, силой, которые превосходят возможности других людей. Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все многообразие явлений, способных оказать влияние на результаты опытов.

Если человек не хочет обнаружить свои возможности, эксперимент лишается смысла, ибо отрицательный результат  здесь ничего не подтверждает и не отвергает. Если же такое стремление у него имеется, то неспособность  сделать при эксперименте то, что  ему якобы удалось в прошлом, может иметь двоякую причину. Либо такое утверждение не соответствует  действительности и человек фактически не обладает приписываемыми себе способностями, либо описываемые действия им выполнялись  в прошлом, но в дальнейшем возможности  их выполнения были утрачены. Не исключены  и временные неблагоприятные  состояния испытуемого в момент эксперимента, также неповторимость психических явлений, имевших место  в момент происшествия, когда нервное  напряжение подчас придает людям  необыкновенные силы и способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41/42 СПЭ - назначаемое и осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле с дачей заключения, которому закон придает значение источника доказательств.

Признаками понятия судебной экспертизы являются

а) ее подготовка, назначение и проведение с соблюдением специального правового  регламента, определяющего наряду с  соответствующей процедурой права  и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, а также права обвиняемого (подозреваемого) в связи с этим,

б) проведение исследования, основанного  на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла,

в) дача заключения, имеющего статус источника  доказательств.

Основное содержание экспертизы в  уголовном судопроизводстве составляет анализ материалов дела, личности подэкспертного с целью установления новых фактов, имеющих значение для предварительного расследования преступлений или рассмотрения уголовных дел в суде.

Не являются экспертизой действия специалиста по оказанию консультационной помощи следователю или суду в  подготовке и назначении экспертизы. Вывод специалиста, сделанный при  оказании консультационной помощи следователю  или суду, имеет не доказательственное, а лишь оперативное значение. Не обладают статусом экспертного заключения различного рода справки специалиста.

Экспертизы оказывают существенную помощь в предварительном расследовании  и судебном рассмотрении уголовных  дел, в значительной мере способствуя  установлению любого элемента состава  преступления, объективной и субъективной стороны лица, его совершившего.

Законом предусмотрено право следователя  присутствовать при производстве экспертизы (ст. 197). Назначивший экспертизу вправе отвергнуть заключение эксперта, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано, обоснованно.

В соответствии с законом обвиняемый вправе заявлять отвод эксперту, ходатайствовать  о привлечении в качестве экспертов  указанных им лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; (ст. 198 УПК), причём сделать  это он может в любой стадии экспертизы (при назначении, производстве, при ознакомлении с заключением).

К ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПЕРЕД  ЭКСПЕРТОМ, ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ:

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"