Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)
  • Вопросы не должны выходить за пределы компетенции эксперта.
  • Задаваемые эксперту вопросы не должны носить правового характера.
  • Формулировки вопросов эксперту должны быть определенными, ясными (не двусмысленными), конкретными и по возможности лаконичными. Отвечающие этому требованию вопросы дают четкое представление о факте, подлежащем установлению посредством экспертизы.
  • Перечень вопросов должен быть достаточно полным с тем, чтобы заключение эксперта носило исчерпывающий характер. Одновременно необходимо ставить лишь те вопросы, выяснение которых диктуется действительной необходимостью.
  • Вопросы надлежит перечислять в строгой логической последовательности, формулируя вначале те, от решения которых зависит решение других. Рекомендуется группировать вопросы по объектам исследования, а также эпизодам дела и версиям.
  • Бесцельна постановка перед экспертом вопросов, которые при современном состоянии науки решить заведомо невозможно.

Постановление о назначении экспертизы до его направления (предъявления) эксперту должно быть предъявлено (оглашено) обвиняемому. Если обвиняемый является несовершеннолетним либо в силу своих физических или  психических недостатков не в  состоянии осуществлять право на защиту, при ознакомлении с постановлением может присутствовать его законный представитель, защитник, педагог (ст.,ст.280,425 УПК). Обвиняемый, не владеющий языком, на которым ведется судопроизводство, ознакомляется с постановлением через переводчика.

Специфика назначения судебно - психологической экспертизы

Судебно-психологическую экспертизу, как правило, не следует назначать  на начальных стадиях предварительного следствия, т.к. для решения поставленных перед экспертизой вопросов требуется  значительный объем информации, как  о криминальной ситуации, так и  об участниках исследуемых событий (особенно об испытуемых).

Если планируется проведение судебно-психологической  и судебно-психиатрической, то СПЭ  не должна предшествовать психиатрической  во избежание выхода психолога за пределы своей научной компетенции.

Не следует также назначать "искусственные" комплексные судебные психолого-психиатрические  экспертизы (КСППЭ), т.е. с целью иллюзорной экономии времени объединять две  экспертизы в одну без достаточных  на то оснований. Например, при наличии  у подэкспертного пограничных состояний.

К компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести установление:

  • способности обвиняемых, страдающих отставанием в психическом развитии, не связанным с психическими расстройствами, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими;
  • способности обвиняемых, свидетелей, потерпевших, с учетом их индивидуально - психологических и возрастных особенностей, состояния, умственного развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  • способности потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;
  • наличия (отсутствия) у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния аффекта;
  • возможности возникновения различных психических состояний, препятствующих осуществлению профессиональных функций (в частности, взаимодействия с техникой);
  • психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший смерти;
  • наличия в показаниях лица, данных им в ходе следственных действий, признаков оказываемого на него давления, внушения, заученности, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности дачи показаний (анализ видеозаписи следственных действий);
  • наличия возрастных, индивидуально-психологических особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли бы в существенной степени снизить способность подэкспертного понимать значение своих действий при осуществлении сделки;
  • наличие у лица индивидуально-психологических особенностей, которые могли бы оказать существенное влияние на глубину и интенсивность субъективных переживаний наступившего морального вреда;
  • места жительства ребёнка в случае развода родителей.

 

Основной задачей СПЭ является научно - обоснованная диагностика непатологических правозначимых психологических аномалий.

Оформление результатов экспертного  исследования производится в виде заключения эксперта. В тексте заключения описываются все действия эксперта по исследованию – в той последовательности, в которой они выполнялись, а также примененные в ходе исследования приемы, методы и научно-технические средства. При этом подробно описываются лишь те средства и методы, которые обеспечили результативность исследования, а остальные – только упоминаются. Мотивированность высказываний и суждений эксперта обязательна не только для окончательных выводов, но и любого промежуточного суждения, используемого для обоснования того или иного вывода. Исследовательская часть заключения завершается обоснованием мнения эксперта о достаточности выявленных признаков для определенного вывода. В третьей, последней, части заключения формулируются выводы эксперта.

Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно:

1) для установления причин смерти  и характера телесных повреждений; 

2) для определения психического  состояния обвиняемого или подозреваемого  в тех случаях, когда возникает  сомнение по поводу их вменяемости  или способности к моменту  производства по делу отдавать  себе отчет в своих действиях  или руководить ими: 

3) для определения психического  или физического состояния свидетеля  или потерпевшего в случаях,  когда возникает сомнение в  их способности правильно воспринимать  обстоятельства, имеющие значение  для дела, и давать о них  правильные показания; 

4) для установления возраста  обвиняемого, подозреваемого и  потерпевшего в тех случаях,  когда это имеет значение для  дела, а документы о возрасте  отсутствуют. 

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обстоятельства и дать об этом показания и назначается судебно-психологическая экспертиза. Объектом экспертизы в таких случаях обычно бывает несовершеннолетнее лицо. На содержание их показаний могли повлиять фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц. Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего или подростка.

К компетенции эксперта-психолога  относится определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивности, длительности и механизма экспертизы обеспечивают научную обоснованность и достоверность выводов предварительного следствия. К компетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их кроме аффекта может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и т. п.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА РАЗРЕШЕНИЕ СПЭ:

1. Учитывая индивидуально-психологические  и возрастные особенности подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?

2. Учитывая психическое состояние  подэкспертного в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?

3. Обладает ли подэкспертный абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого)?

4. Имеются ли у подэкспертного лица признаки повышенной внушаемости?

5. Имеются ли у подэкспертного лица признаки повышенной склонности к фантазированию?

6. Имеются ли у подэкспертного лица признаки эйдетической памяти?

СПЭ оценки способности правильно  воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания  должна основываться только на системном  анализе ограничивающего влияния  всех факторов, а не какого-нибудь одного.

В качестве типовых вопросов можно  рекомендовать следующие:

1. Учитывая индивидуальные особенности  зрения (или других органов чувств) подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие (указать, какое), мог ли подэкспертный правильно воспринимать важные для дела обстоятельства?

2. Обладает ли подэкспертный абсолютной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (указать, какого) в имевших место условиях?

3. Обладает ли подэкспертный разностной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменения в силе раздражителей?

4. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной склонности к фантазированию?

5. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?

6. Имеются ли у подэкспертного признаки эйдетической памяти?

7. Может ли подэкспертный, учитывая уровень развития у него речи, давать правильные показания?

 

43. комплексные психолого-психиатрические  экспертизы, основания для их  назначения

Комплексная судебная психолого-психиатрическая  экспертиза (КСППЭ) назначается в отношении обвиняемых (свидетелей, потерпевших), выявляющих пограничные состояния психического здоровья. К пограничным состояниям могут быть отнесены минимальная мозговая дисфункция, последствия органического поражения головного мозга, интеллектуальное недоразвитие в форме олигофрении степени дебильности, психопатии, неврозы и некоторые другие. Необходимо развеять заблуждение некоторых следователей, полагающих, что быстрее и проще назначить КСППЭ, чем проводить две экспертизы – психиатрическую и психологическую. Не следует забывать, что комплексная экспертиза – это не механическое соединение двух видов экспертиз. Она имеет свои собственные задачи, предмет, объект и методы.

Основными задачами КСППЭ, по мнению И.А. Кудрявцева, являются:

  • квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, ее тяжести и личностного выражения, установление взаимоотношения патологического и нормально-гихологического в психике, защиты в процессе нормальной или патологической психической адаптации к требованиям ситуации;
  • определение некоторых устойчивых психологических свойств, личностных черт и динамических состояний психики испытуемого с "пограничной" психической нормой или "пограничной" патологией психики: вида и глубины эмоциональных реакций в интересующий правоохранительные органы момент, индивидуально-психологических особенностей аномальных или акцентуированных личностей, природы и степени пограничной умственной отсталости;
  • определение влияния выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния испытуемого с "пограничными" проявлениями нормы и психопатологии на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое криминальное или виктимное поведение в конкретной ситуации. Поэтому назначать КСППЭ следует в отношении лиц, имеющих пограничные состояния психического здоровья (о чем могут свидетельствовать медицинская документация, показания свидетелей об отклоняющемся поведении, а также само поведение обвиняемого.

Особенности проведения комплексных  судебных экспертиз

Этот вид судебных экспертиз  затрагивает пограничные между  психологией и психиатрией проблемы

Круг вопросов, входящих в компетенцию  комплексной психолого-психиатрической  экспертизы:

  • КСППЭ эмоциональных состояний;
  • индивидуально-психологических особенностей личности;

(повышенной внушаемости, склонности  к фантазированию, индивидуальных  особенностей эмоциональной сферы  мышления, восприятия, памяти), которые  значительно различаются и у  здоровых, но особенно могут быть  ярко выраженными у лиц с  различного рода аномалиями, выявление  которых требует не только  психологических, но и психиатрических  знаний и интеграции тех и  других.

  • несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших;
  • психопатических личностей и больных олигофрениями.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"