Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)

Готовясь к допросу, необходимо предвидеть его организационную  сторону, предотвратить все, что  может нарушить процесс общения (сделать закладки на нужных страницах  дела, выписать нужные при допросе  фактические данные, подготовить  необходимые схемы, фотографии, вещественные доказательства, подобрав их в определенной последовательности).

Следователь должен заранее наметить специальные вопросы, которые потребуют  консультаций специалистов.

При подготовке к допросу следователь  решает и такую тактически значимую проблему, как время и место  допроса, последовательность допроса  различных лиц, учитывая психологию отдельных лиц, их позицию в отношении  правосудия, групповой статус, динамику групповых отношений, взаимоотношения  с другими участниками процесса.

Существенное значение для проведения допроса имеет обстановка общения. Выбор места допроса — один из существенных тактических факторов. Чаще всего допрос проводится в кабинете следователя. Психологически важно, чтобы  следователь и допрашиваемое  лицо оставались наедине. Присутствие  многих лиц сковывает коммуникативную  активность, лишает общение доверительности. В тактических целях местом допроса  может быть избрано помещение  какого-либо учреждения. Это позволит скрыть факт вызова на допрос определенного  лица, усилить эффект неожиданности  допроса, устранить предварительную  подготовленность лица к допросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Психология  активизации допрашиваемых и  постановка вопросов следователем.

Нередко следователь на допросе  сталкивается с речевой пассивностью допрашиваемого, особенно в случаях  сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой  деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей  следователя. При этом существенное значение приобретает ориентация следователя  в типе речевого поведения допрашиваемого лица. Индивидуальные особенности речевой  коммуникации могут создать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный  тип и т.п.). У каждого человека есть сильные и слабые стороны  его речевого поведения.

В речевом общении человек обычно решает не только конкретные задачи общения, но и реализует личностную сверхзадачу: стремится создать хорошее впечатление  о себе, продемонстрировать лояльность, правдолюбивость, информированность, независимость и т.п. Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие – рабы всплывающих ассоциаций. Одни коммуникативны, личностно открыты, другие – ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации. Люди по-разному реагируют на попытки активизировать Ж их речь – одни из них легко откликаются на эмоционально-содержательные вопросы, другие больше реагируют на вопросы, побуждающие к определенной деятельности. Для одних существенно выговориться, высказаться по личностно доминирующим проблемам, проявить соответствующую осведомленность. Другие – склонны к абстрактно-интеллектуальным проблемам, многочисленным репликам, продолжению любой предложенной темы. Речевая активность допрашиваемых лиц зависит от их взаимоотношений с данным следователем, от его искусства задавать активизирующие вопросы. Система вопросов следователя – тактическое средство правомерного психического воздействия на противодействующее лицо. Психически воздействует не только содержание, но и последовательность вопросов. ^ Эффективность вопроса следователя зависит от его определенности, значимости в стратегии и тактике расследования. Основные требования, предъявляемые к вопросу следователя: смысловая однозначность, простота конструкции, лаконичность, отнесенность к предмету допроса, системность – вопросы следователя должны быть выстроены в соответствии с логическими этапами разрешения следственно-познавательной задачи; отсутствие воздействия. По степени возрастания воздействия вопросы следователя можно разделить на следующие группы:

· нейтральные вопросы – формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица;

· разделительные вопросы («или – или»);

· альтернативные вопросы, требующие положительного или отрицательного ответа;

· вопросы, предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего («не в кепке ли был человек, нанесший потерпевшему удар ножом?»). Это так называемые вопросы косвенного внушения);

· вопросы прямого внушения («находился ли Сидоров на месте происшествия» вместо вопроса: «кто находился на месте происшествия?»);

· вопросы ложного содержания, рассчитанные на эффект так называемой «ловушки» и являющиеся приемом психического насилия («был ли Сидоров трезв во время совершения преступления?», хотя еще неизвестна причастность Сидорова к преступлению).

Наводящие, внушающие вопросы уводят от истины. Они категорически запрещены  Уголовно-процессуальным кодексом и  психологически неадекватны задачам  следственной деятельности. Сложные  вопросы целесообразно подразделять на ряд более простых, однозначных. Общие, многозначные ответы нужно уточнять и конкретизировать. Задавая вопрос, целесообразно предвидеть возможные  ответы на него и планировать соответствующие  детализирующие вопросы по ответам. Итак, осведомленность допрашиваемого лица нельзя установить путем пассивного слушания, ее необходимо активно «вычерпывать»  приемами, основанными на знании общих  закономерностей человеческой психики, индивидуальных особенностей психики  допрашиваемого лица.

 

30. Психологические  особенности отдельных стадий  допроса.

В начальной стадии допроса решаются следующие задачи:

· устанавливается первичный контакт с допрашиваемым, ему объясняется цель и правовое основание вызова, удостоверяется личность допрашиваемого;

· допрашиваемому лицу разъясняются его процессуальные права и обязанности;

· устанавливаются сведения о личности допрашиваемого и его взаимоотношениях с другими проходящими по делу лицами.

В начальной стадии допроса следователь  стремится вызвать общую активность допрашиваемого лица, получить информацию о его личностных особенностях и  психическом состоянии, определить отношение к правосудию, данному  следственному действию, к личности самого следователя. Следователь устанавливает  коммуникативный контакт с допрашиваемым  лицом.

 

Коммуникативный контакт – система  приемов оптимизации отношений  между общающимися лицами.

Особенно значимы первые фразы  следователя, их лексическое построение и эмоциональная тональность. Они  не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности допрашиваемого лица.

 

При допросе поведение следователя  должно быть естественным, спокойным, уверенным и достойным, при этом ему следует категорически пресекать  проявления недисциплинированности, бескультурья, речевой распущенности со стороны допрашиваемых лиц.

 

На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предоставляется возможность  свободного изложения того, что ему  известно об обстоятельствах расследуемого.

 

На детализирующей стадии допроса  основными задачами являются:

· восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенности высказываний, выяснение противоречий;

· оказание мнемической помощи для более полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

· получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

· диагностика причин умышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий;

· диагностика и изобличение ложных показаний;

· оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения правдивых показаний.

На заключительной стадии допроса  основная задача следователя состоит  в полной и объективной фиксации полученных показаний. Здесь необходимы точная формулировка, адекватные ранее  данным устным показаниям.

 

Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформулированы в иной речевой  конструкции. Закон требует фиксации в протоколе допроса всех полученных сообщений по возможности дословно. Протокол допроса должен отразить весь процесс допроса.

 

 

 

 

 

 

 

31. Психология  допроса потерпевшего.

При подготовке к допросу потерпевшего следователь намечает круг

подлежащих выяснению вопросов в зависимости психологических

особенностей личности потерпевшего, его доминирующих психических

состояний, позиции в отношении  обвиняемого и правосудия. Особое внимание следователь уделяет следам преступления, которые

могут быть обнаружены на мест происшествия, выявлению очевидцев и

свидетелей, условий восприятия потерпевшим  события преступления или его

последствий, фактов, характеризующих  психическое состояние потерпевшего

в момент посягательства и после  него.

Показания потерпевших в связи  с посягательством н их жизнь, здоровье и

достоинство личности отличаются как  правило, повышенной

эмоциональностью, значительной реконструкцией подлинных событий.

Потерпевшие обычно долго сохраняют  в эмоциональной памяти то, что

пережили при взаимодействии с  преступником, — страх, ужас, стрессовое

перенапряжение, боль, отчаяние, физические страдания, коллизии борьбы,

интимные переживания. В отдельных  случаях возможно даже возникновение

так называемого следового аффекта, реактивных состояний, душевного

расстройства. С другой стороны, крайне тягостные события преступления

как бы отторгаются сознанием, вызывают состояние охранительной за-

торможенности.

Во время преступного события  поле сознания потерпевшего резко

сужается, логическое мышление деформируется. При грубых физических

воздействиях возможно возникновение  состояния оглушенности, шока. Острые

конфликтные эмоциональные состояния  ведут, как правил к гиперболизации

эмоциогенных воздействий и их генерализации.

При последующей реконструкции  событий часто возникает явление

переноса, диффузного обобщения ("все  насиловали", "все били"). Особенно

часто смешиваете последовательность событий, признаки одного объекта

переносятся на другой. Наряду с этим отдельные детали события могут

восприниматься и запечатлеваться  особенно четко, обостренно.

При допросе потерпевшего необходимо выявить все существенные

обстоятельства его взаимодействия с обвиняемым до совершения

преступления, во время его совершения и после него.

От потерпевшего следователь, как  правило, получает наиболее

криминалистически значимую информацию - где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено

преступление, кто совершил преступление и кто к нему причастен, каковы

возможные источники криминалистической информации. Нередко

потерпевший служит не только источником сообщений, но и носителем

первосигнальной информации, физическим объектом, несущим на себе

материальные следы преступления (на теле, одежде, имеющихся у него

предметах). Следует выяснить и  то, какие криминалистически значимые

следы потерпевший мог оставить на теле, одежде преступника, орудиях

преступления, в психике контактировавших с ним лиц. Нужно учитывать  и

характер отношений потерпевшего с преступником Нередко поведение

потерпевшего способствует совершению преступления или непосредственно

провоцирует его, что служит значимым фактором в анализе поведения

преступника и потерпевшего

Особенно тщательно выявляются возможности проверки показаний

потерпевшего. В ряде случаев при  первом допросе состояние крайнего

психического напряжения потерпевшего, воспроизводящего стрессогенные со-

бытия, ограничивает его мнемические возможности. При повторном же

допросе события могут быть воспроизведены более полно.

Взаимодействие следователя с  потерпевшим должно строиться с  учетом

состояния потерпевшего как лица, пострадавшего, перенесшего

психическую травму, ищущего защиту у правосудия. Малейшая

невнимательность, подозрительность следователя остро переживается потер-

певшим, усиливает его отрицательно-эмоциональное  состояние.

Задача следователя — максимально  успокоить потерпевшего, заверить его

в том, что преступление будет тщательно, объективно и полно расследовано.

Необходимо нейтрализовать возможную  гиперактивность потерпевшего, его

суетливость, многословность, "скачку мыслей", Увязание в несущественных

деталях. Гипервозбужденность потерпевшего может быть в определенной

мере снята временным отвлечением  его внимания на другие менее значимые

для него события.  Особенности  психической деятельности потерпевших  требуют применения

повторных допросов. (Допуская возможность  реминисценции, следователь

должен сообщить потерпевшему о  возможности общения с ним  в дальней-

шем.) При допросе потерпевших следует учитывать те жизненные

обстоятельства, в которых они  оказываются после события преступления.

Принимаются специальные меры предотвращения воздействия на

потерпевших противодействующих следствию  лиц (сохранение в тайне места

жительства и места работы потерпевших, предупреждение потерпевших об их

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"